Миллиард мелочью

Миллиард мелочью

Стремление сотворить благо определяется состоянием души, а не кошелька.

Почему благотворительность среди наших сограждан не приобрела массового характера? Нужна ли она бизнесу и нужен ли он ей? Почему люди не доверяют благотворительным организациям? И, в конце концов, что, собственно, есть благотворительность — потребность души, порыв сердца, способ самовыражения или социальный проект?

Эти и другие вопросы были подняты на «круглом столе» «Благотворительность: проблемы и перспективы», организованном редакцией газеты «Пензенская правда» в рамках проекта «Православие: дорога милосердия». В мероприятии, которое прошло на базе Центра переподготовки и повышения квалификации кадров правительства области, приняли участие представители некоммерческих организаций, чиновники, работники социальных учреждений, священники Пензенской епархии и бизнесмены.

Нос не дорос?
— У нас сегодня в сфере благотворительности какая-то странная ситуация складывается, — начала разговор журналист «Пензенской правды» Наталья Сизова. — С одной стороны, сотни людей из самых разных социальных слоев готовы бескорыстно помогать (и помогают) нуждающимся – кто деньгами, кто добрым делом. С другой — постоянно слышны вздохи предпринимателей, что благотворительностью заниматься им невыгодно, так как это не влечет никаких налоговых послаблений и других преференций от государства. В свою очередь, благополучатели — конкретные люди или социальные учреждения — частенько жалуются, что вот, мол, им помогают, да не тем, чем нужно. Ну и классика жанра: «Заботиться о нуждающихся должно государство, а мы и так налоги исправно платим»…

— Действительно, и мне не раз приходилось слышать от коллег, что им невыгодно заниматься благотворительностью, — вступил в дискуссию предприниматель Игорь Зайдман, член Общественной палаты Пензенской области. — Лично мне такая позиция не понятна. Благотворительность — дело добровольное и основанное на потребности души. При чем здесь налоговые послабления и льготы? Если хочешь помочь кому-то — делай это из своих личных доходов, а не из доходов фирмы.
На мой взгляд, аргументация вроде «я не занимаюсь благотворительностью, потому что государство мне никаких льгот не дает» означает лишь, что человек морально не дорос до того, чтобы творить добрые дела. И это относится, кстати, не только к богатым.

Что касается благополучателей — все-таки любую помощь нужно принимать с благодарностью. Пусть сегодня вам пожертвовали не то, в чем вы конкретно нуждаетесь (к примеру, передали игрушки, а нужны памперсы), но ведь это искренний порыв. Примите с радостью, ни в коем случае не отказывайтесь, а в следующий раз благотворитель уже сам спросит, чем конкретно он может помочь.

Нужна система
Священник Алексий Кузнецов, сотрудник социального отдела Пензенского епархиального управления, заметил, что сегодня благотворительность по большей части бессистемна и носит точечный, стихийный характер.

— То есть человек оказался рядом, увидел чью-то беду и стал помогать, не вникая в суть проблемы. Помог сделать ремонт в доме одинокой бабушки или купил канцелярские принадлежности для многодетной семьи.

К сожалению, системный характер благотворительности был утрачен после 1917 года. А до этого в течение многих веков, в частности, православная церковь была средоточием социальной помощи сиротам, старикам, больным и убогим. Но сегодня эта традиция вновь возрождается и очень активно — ее поставил в число приоритетов святейший патриарх Кирилл. В ближайшие годы под патронажем Русской православной церкви будут создаваться приюты, богадельни, будет развиваться институт сестер милосердия.

Но нужна поддержка власти, бизнеса, благотворительных фондов. Все-таки церковная благотворительность основана прежде всего на людских ресурсах, на добровольцах. У бизнеса, в свою очередь, есть средства, общественные фонды умеют аккумулировать деньги. Объединившись, можно решать уже более серьезные задачи. Не хватает финансов — поможет фонд, нужны волонтеры — церковь.

Доверять и проверять
— Я, кстати, давно обратила внимание, что когда в тех или иных благотворительных акциях участвует церковь, народ охотнее откликается на них, предприниматели охотнее жертвуют средства, — заметила главный специалист-эксперт Управления внутренней политики правительства Пензенской области Ольга Новоженова. — Пензенцы доверяют церкви, причем вокруг таких совместных инициатив объединяются и люди абсолютно нецерковные.

По словам директора фонда местного сообщества «Гражданский союз» Олега Шарипкова, вопрос доверия в делах благотворительности занимает одно из самых важных мест.

— Недоверие людей (о чем свидетельствуют многочисленные социологические опросы) — один из основных факторов, тормозящих развитие благотворительных организаций. Нас обвиняют в том, что мы, дескать, действуем в угоду политической конъюнктуре, что создавались для «отмывания» чьих-то грязных денег, что пиарим предпринимателей и т.д. Проколется на чем-то та или иная организация — пятно ложится на все остальные: раз эти оказались мошенниками, то и другие не лучше. Хотя, в частности, «Гражданский союз» в любое время готов отчитаться за каждую копеечку, переданную благотворителями. На нашем сайте мы постоянно вывешиваем информацию обо всех перечисленных нам суммах — от кого получены и на чьи нужды переведены.

Директор авторского центра «NOTA BENE» Валерий Усов убежден, что недоверие к благотворительным и общественным организациям возникает от того, что многие и не представляют, чем конкретно они занимаются.

— Вокруг фондов образовался некий информационный вакуум. Некоторые люди не отличают их от органов соцзащиты, другие вообще о них не слышали. И из-за этого нуждающиеся недополучают помощь от граждан. Переломить ситуацию могут средства массовой информации, чаще освещая тему благотворительности, рассказывая о деятельности благотворительных организаций.

Национальная идея
Ольга Новоженова и член молодежного парламента Законодательного собрания Пензенской области Максим Климушин сошлись во мнении, что благотворителями не рождаются — ими становятся. Способность к состраданию, умение откликнуться на чужую беду нужно воспитывать с малых лет.

Высказывались различные точки зрения, но все участники «круглого стола» были единодушны в одном: благотворительность должна быть введена в ранг государственной политики и контролироваться общественностью.

— Благотворительность — это один из инструментов, способных реально консолидировать общество, — подытожил Игорь Зайдман. — Мы вот все ищем национальную идею, а может, это она и есть? Люди от природы милосердны, и идея принести кому-то благо может объединить Россию.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное