Битва за души

Битва за души

Миссия православной церкви в российской армии — особая.

В начале нынешнего года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о возрождении в Российской армии института военного духовенства, упраздненного в 1918-м. До декабря в ряды Вооруженных сил будут призваны 240 служителей Русской православной церкви.

В Пензенской области пока вводится лишь одна должность военного священника, кандидатура которого будет согласовываться с самим министром обороны. Между тем пастырское попечение верующих солдат и офицеров Сурского края сейчас осуществляют пятеро православных батюшек — сотрудников отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, казачеством и системой заключения Пензенской епархии. Окормляют прихожан в форме, если так можно выразиться, на общественных началах.

Только лучшие
О том, какие задачи сегодня стоят перед миссией православной церкви в Российской армии, мы беседуем с протоиереем Николаем Грошевым, возглавляющим отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, много лет окормляющий военнослужащих войсковой части «Кузнецк-8».

— Отец Николай, а когда, собственно, в России появились штатные военные священники?
— Почти 300 лет назад, при Петре I. Согласно военному уставу 1916 года в полковой штат была введена должность священнослужителя. В 1800 году по инициативе императора Павла I военное и морское духовенство было выделено в отдельную структуру и подчинено протопресвитеру армии и флота, которым стал царский духовник отец Павел Белоцерковский. При нем образовательный уровень священнослужителей поднялся на небывалую высоту. На должности армейских батюшек принимались только лучшие выпускники Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.
История сохранила для нас впечатляющие примеры самоотверженного служения военных пастырей. Так, во время штурма Измаила священник Трофим Куцинский после гибели командира лично возглавил атаку Полоцкого мушкетерского полка. Крест, который он держал в руках, был пробит двумя пулями.

— Естественно, что при советской власти военное духовенство было упразднено…

— Да. Последний руководитель ведомства протопресвитер армии и флота отец Георгий Щавельский 29 января 1918 года обратился в Народный комиссариат с просьбой временно сохранить жалование военному духовенству. Он указывал, что за годы Первой мировой войны  свыше 40 священнослужителей было убито или скончалось от ранений, а более 200 стали инвалидами и оказались в очень трудном материальном положении. Многие были вынуждены просить милостыню! Ответа отец Георгий так и не дождался. Спустя короткое время все полковые храмы были разрушены, духовенство разогнано. Часть священников отправили в лагеря, часть расстреляли.

Сверхмотивация
— В Красной Армии священников заменили политруки. А какова роль полковых батюшек сегодня, в войсках России постсоветской, во многом до сих пор остающейся атеистической?
— Напомню вам расхожее выражение: в окопах атеистов не бывает. В начале первой чеченской кампании российские телеканалы вовсю демонстрировали кадры из Грозного: наши сожженные танки, обугленные трупы танкистов. Ведущие сопровождали сюжеты оскорбительными комментариями: вот, дескать, они, наши хваленые русские танки и русские офицеры, чеченцы их запросто сжигают. В то же время в одной из центральных газет появилась заметка преподавателя академии бронетанковых войск: «Для нас это не является неожиданным. Время жизни танка в атакующем бою не превышает пятнадцати минут».
В 2008 году я побывал на крупномасштабных военных учениях «Центр-2008». После освящения пусковой установки «Точка» поинтересовался у специалистов, сколько пусков она может произвести в реальных боевых условиях? Оказалось, не более одного, после чего, обнаруженная противником, обречена на уничтожение… Представляете, вот, оказывается, что решает жизнь солдата и офицера — какие-то 15 минут работы!
А так как потери в современной действующей армии неизбежны, то перед человеком в погонах рано или поздно встают вопросы: «Зачем? За что я сражаюсь? За что готов умереть?». Когда речь идет о жизни и смерти, то здесь должны быть сверхценности, сверхмотивация, которые может дать только религия. Ведь не случайно полководцы древности и основатели империй не оставляли без внимания именно этот элемент боеготовности войск. Институт военных капелланов, учрежденный в IX веке Карлом Великим и возрожденный Наполеоном, по сей день существует в Европе.

Как василевсы

— Батюшка, вы присутствовали на учениях, ездили в Чечню со сводным отрядом УВД. Побывали практически в боевых условиях. На ваш взгляд, насколько важным было присутствие священника там, в оренбургской степи, на полигоне Донгуз и в чеченском Ведено?

— Начнем с того, что, когда мы с нашими военными ехали в Оренбург, много общались друг с другом. К концу дороги мои попутчики — офицеры отдела воспитательной работы — уже неплохо разбирались в церковной истории. Я им рассказал, что греческие василевсы (правители), русские императоры, выдающиеся полководцы за великую честь почитали прислуживать за Божественной литургией и тем более читать Апостол. Так Господь сподобил меня обрести не только первых прихожан, но и помощников.
В воскресный день, 7 сентября, на полигоне, в походно-полевом храме была совершена первая Божественная литургия. Некоторые военнослужащие впервые в жизни исповедовались и причастились. Другим внутренний психологический барьер мешал переступить порог храма. Поэтому в промежутках между службами я старался оказаться там, где обычно собирался народ. После первой же беседы несколько человек пожелали зайти в храм, попросили крестики и брошюрки, чтобы подготовиться к исповеди и причащению Святых Тайн.
А через десять дней к нам заглянул командир второго дивизиона и попросил посетить его подразделение — среди личного состава появились упаднические настроения. Люди, находясь уже третий месяц в поле, несколько раз осуществляли перепланировку позиций, выкапывали, затем зарывали и снова выкапывали траншеи. Устали они от бессмысленного, с их точки зрения, труда, и это сломило боевой дух солдат. Приезд с священника для них был целым событием. На богослужение собрались более 40 человек.
Меня умилил один солдатик из Перми. Услышав далекий колокольный звон, он около шести километров прошел пешком по степи, чтобы принять таинство Крещения.
Никогда не забуду Божественную литургию в Ведено, на базе пензенского ОМОНа.
Возможно, она была первой за последние сто лет. На службу собралось более 80 человек. К концу литургии из-за недостатка времени пришлось совершать общую исповедь. И, к моему удивлению, ребята смиренно опустились на колени и вслух исповедовали свои грехи. Как первые христиане…
На войне с души как бы спадает шелуха и остается самое главное. И тогда человек оказывается способным понять, что суть веры в Бога и, соответственно, бытия Церкви не в том, чтобы комфортно устроить нашу жизнь в этом мире, а в том, чтобы жизнь наполнить вечным и непреходящим смыслом.
—Большое спасибо за интервью.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное