Известный бизнес-консультант инкогнито посетил пензенский ресторан

Известный бизнес-консультант инкогнито посетил пензенский ресторан

Своими впечатлениями Вадим Брандт поделился с читателями  «Пензенской правды»

Вадим Брандт — бизнес-консультант, бизнес-тренер. С 2004 года возглавлял несколько крупных компаний регионального и федерального уровня, часто публикует свои работы в деловой прессе, автор и ведущий различных тренинговых программ и семинаров.
— Вадим, как вы можете охарактеризовать предпринимательскую прослойку в Пензе?
— Общая тенденция по стране: чем дальше город от Москвы, тем более он «сонный». На крупных конференциях по бизнесу в Москве, Казани, Нижнем Новгороде почти не бывает представителей из Пензы. Я сделал вывод: либо серьезных предпринимателей у вас в городе не так много, либо руководители не стремятся к развитию, что странно, потому что любая организация — это живой организм и постоянный рост. А если она не растет, то деградирует.

Обслуживание качественное и не очень
— А были интересные ситуации, которые вам довелось анализировать в Пензе?
— Однажды меня пригласил управляющий рестораном, который открылся полугодом ранее. Проблемы типичные для этой сферы: поток клиентов снизился, прибыль упала вплоть до того, что ресторан стал работать даже не в ноль, а в минус.
— Что-то можно сделать в этой ситуации?
— Поверьте, можно (смеется). Проблема с общепитом в том, что никто не воспринимает официанта как менеджера по продажам. Вкладываются в ремонт заведения, рекламу, меню — во что угодно, только не учитывают человеческий фактор. Приходится раз за разом повторять: «Лучше никакое впечатление, чем испорченное». Если человеку обслуживание не понравится, он не просто не вернется к вам, но и расскажет об этом минимум десяти своим знакомым.

В общем, я приехал в Пензу инкогнито, пришел в ресторан с диктофоном и начал «партизанить». Меня обслуживал молодой человек, который совершил все ошибки, которые только можно и нельзя. А как должно быть, расскажу на примере одного московского ресторана, где мне довелось обедать. Подошел официант Петр (представляете, имя до сих пор помню!), спросил, как меня зовут, каким временем я располагаю, расспросил о моих кулинарных предпочтениях и так рассказал о блюдах, обозначенных в меню, что мне захотелось сразу и все. Заказ я ждал около получаса, но каждые несколько минут Петр подходил и заговорщически мне подмигивал: «На кухне уже режут редиску в ваш салат».

Но кульминацией стало, как я понял, его личное ноу-хау. Когда он нес очередное блюдо за другой стол, снова подошел ко мне, достал смартфон и показал фото моего десерта, над которым в это время колдовал шеф-повар. Я внутренне ему зааплодировал и оставил щедрые чаевые.

Как было в пензенском ресторане. Официанта я ждал долго, потом он подошел с таким видом, будто я ему что-то должен, отвечал односложно, инициативы никакой. С латинского «официант» переводится как «служащий», то есть его прямые обязанности — качественное обслуживание. В нашей стране работа официанта считается временной: на нее идут в основном студенты и приезжие в крупных городах, чтобы с чего-то начать свою карьеру. Словом, желания служить у этих людей точно нет.
А тогда, в Пензе, мы начали работать с персоналом: на два дня закрыли заведение, проводили тренинги с утра и до вечера. И буквально за пару недель ситуация выровнялась, продажи пошли вверх.

«Делать деньги» или заботиться?
— На бизнес-тренингах вы часто говорите о том, что проблема современного бизнеса в том, что его руководители сосредоточены на прибыли, а не на людях. Как это понять?
— Все просто. Вспомните, какой подход к своему делу был у предпринимателей в царской России. Братья Третьяковы, Савва Мамонтов, Савва Морозов и другие — их имена до сих пор на слуху. К началу ХХ века в одной только Москве насчитывалось больше 600 благотворительных заведений — богаделен, приютов, бесплатных и дешевых столовых, общин сестер милосердия. Синонимом предпринимателя было слово «забота». Люди понимали ответственность и перед своими рабочими, и перед обществом в целом.
Основанные ими предприятия они считали делом жизни, которое переживет их самих, перейдет по наследству к детям и последующим поколениям.
Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета.

— Каковы же принципы современных предпринимателей?
— Сейчас суть предпринимательства сводится к одной функции — «деланию денег», причем часто — любой ценой. Современные бизнесмены порой не гнушаются способов, за которые их дедам и прадедам было бы стыдно: спекуляция, взяточничество, даже криминал.
Но мы забываем о том, что эта деятельность (как и любая другая) имеет духовные основы.

В высоком понимании предприниматель — не тот, кто зарабатывает деньги, а тот, кто живет не для себя. Главное качество, которое его характеризует, — не то, сколько он зарабатывает, а сколько отдал, как позаботился о людях. Эти вечные законы работают.
Ко мне часто обращаются бизнесмены с проблемой: финансовые показатели год от года падают, хотя на внешнем плане они делают все, что от них зависит. Тогда я задаю вопросы: «А довольны ли люди, которые у вас работают? Какие у вас с ними отношения?» Иногда руководители вообще не понимают, о чем идет речь: при чем здесь люди, если мы говорим о деньгах?

Отступать некуда
— Как же вы помогаете решить эту проблему?
— Если у человека открытое сознание и он готов услышать что-то новое, то довольно быстро все меняется. Люблю приводить в пример крупного предпринимателя, бывшего военного, который открыл call-центр. У него работали более 300 сотрудниц, которые осуждали и критиковали начальника. Его стиль руководства был жестким, авторитарным, он мог унизить человека и даже не заметить этого.
Когда он начал у меня консультироваться, предприятие находилось на грани банкротства. Может, поэтому тот человек мне и поверил — отступать было некуда. Что он сделал? Уменьшил рабочий день на два часа и при этом повысил сотрудницам зарплату, помог половине из них устроить детей в детсад рядом с предприятием… Через два месяца чуть ли не каждая ставила за него свечки в церкви.
Показатели предприятия выровнялись буквально за пару месяцев, фирма получила крупный госзаказ. И таких примеров в моей практике — десятки.

Все ли могут быть предпринимателями?
С советского времени так повелось: всех стригут под одну гребенку. То нужно массово сдавать нормы ГТО, то побеждать в соцсоревновании. Сегодня все должны быть предпринимателями. Но большинство даже при большом желании этого сделать не смогли. Официальная статистика Росстата говорит, что ежегодно разоряются 95 процентов ЧП, ИП и так далее.
И причины у этого явления две. Первая: современные предприниматели не имеют специального образования. Где у нас учатся на предпринимателей? Нигде.

И второй важный момент: люди не учитывают свою природу. Если парень любит читать и мечтает быть ученым, ему сложно будет стать хорошим предпринимателем. На чем погорели многие наши соотечественники в 90-е? Это были грамотные специалисты, которые ушли из НИИ, вузов, госпредприятий и министерств, где их многое не устраивало. Ушли в «большой мир» зарабатывать деньги. Но для того чтобы стать предпринимателем, нужно им родиться, как бы парадоксально это ни звучало.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное