Что мешает никольскому производителю молочки прорваться в сети

Что мешает никольскому производителю молочки прорваться в сети

Предприниматель, депутат и меценат Юрий Старкин взялся за новый для себя бизнес

Качотта по-никольски

Юрий Старкин — предприниматель, депутат, меценат. На протяжении уже почти 20 лет он руководит хлебозаводом в Никольске. А недавно взялся за новый для себя бизнес — производство кисломолочной продукции и сыров. Мы поговорили о том, с какими трудностями он столкнулся и какие видит перспективы у этой отрасли.

— Юрий Серафимович, вас привлекли возможности, которые дает курс страны на импортозамещение? Качественных сыров на прилавках сейчас не так уж много...
— Если честно, то я не считаю, что введение таможенных пошлин и эмбарго так уж сильно отразилось на нашем образе жизни и питании. Ну, исчезли какие-то виды европейских сыров. Но кто сказал, что те сыры, которые продавались в наших магазинах, действительно привозились из-за границы, а не делались в Подмосковье? Давайте посчитаем: в среднем килограмм сыра в Европе стоит 10 евро (курс сейчас 64 рубля) плюс расходы на транспортировку и таможню. Так, каким же образом настоящий итальянский сыр у нас может стоить 300–400 рублей?

Мы запустили производство полгода назад. Пока изучаем спрос. Для начала наладили выпуск шести видов продукции (качотта с различными наполнителями, брынза, сыр для жарки – халуми, голландский сыр и т.д.), но в перспективе планируем расширять ассортимент. Очень хочется предложить землякам мягкие сорта с прослойками из фруктов и рассольные сыры.

Что касается ценовой политики: килограмм никольской качотты стоит порядка 600 рублей, голландского сыра — 340.

— В Пензенской области можно делать качественный сыр?
— Конечно, можно. Для этого нужны натуральное сырье, хорошее оборудование и грамотный технолог (эти специалисты на вес золота, мы своего переманили из Алтайского края). Но, честно скажу, пока производство себя не окупает. Если заниматься только сыром — мы понесем убытки. Поэтому решили делать ставку на разнообразие ассортимента: начали выпуск ряженки, двух видов кефира, шести видов йогурта, молока, сока с сывороткой, сметаны и масла. Плюс ко всему практически все готово для производства термостатной продукции. Кроме того, планируем начать розлив натурального киселя. Посмотрим, придется ли он по вкусу населению.

Вода дороже молока

— Из ваших слов напрашивается вывод: производство сыров — это невыгодный бизнес. Но почему? Ведь для некоторых стран сыр — национальное достояние.
— Да, это так. В ряде стран определенные сорта сыра даже запрещено вывозить за границу. Но, во-первых, у россиян такого культа сыра нет. Во-вторых, сырье сейчас дорого: закупочная стоимость литра молока — 30 рублей. Когда мы только составляли бизнес-план, эта сумма варьировалась в пределах 15–17 рублей. Мы рассчитывали, что окажемся в выигрыше, даже если цена поднимется до 23 рублей. Но о какой рентабельности может идти речь в нынешней ситуации?

Кроме того, нелегко договориться с торговыми сетями о реализации кисломолочки. Они выдвигают такие требования, по которым я, условно, должен отдавать им литр молока по 15–16 рублей. Но даже вода сейчас стоит дороже...

Мы провели эксперимент: купили сухое молоко, жиры (которые в пищу лучше не употреблять, но недобросовестные производители их часто используют). Все смешали и приготовили так называемое восстановленное молоко. Его себестоимость получилась 18 рублей. Разницу чувствуете? Казалось бы, вот она прибыль, — бери! Однако тогда на этикетке мы должны указать, что продукт восстановленный. И пользы как от натурального молока в нем нет, а я бы вообще не рекомендовал такое пить. Мы не пошли на выпуск такой продукции. А кто-то идет, и народ клюет на дешевизну. Увы, хороший продукт не может стоить так дешево.

Буренок не хватает

— Что нужно, чтобы решить эти проблемы?
— Как мне кажется, на местном уровне сделано все, что можно. Сейчас нужно, чтобы на проблему обратили внимание федеральные органы власти. Возможно, пересмотрели какие-то программы по поддержке животноводства. Проще говоря, нам нужны коровы, дойное стадо. Необходимо дать фермерам возможность спокойно работать. В стране будет много молока. А мы будем выпускать хорошую продукцию и продавать ее по нормальным ценам.

Еще нам требуется государственная программа, которая бы поставила на место торговые сети, выжимающие последние соки из производителей – зачастую у них ничего не остается на развитие бизнеса. А сети при этом растут как на дрожжах.

Сегодня на душу населения потребляется порядка 430 граммов молока в день. Вопрос: какого? Натурального или восстановленного? Я лично сомневаюсь, что натурального, потому что в селах многие перестали держать коров.

— Сами не хотите заняться животноводством?
— Нет. Был неудачный опыт, и повторять его у меня пока нет желания.

Думаю, что сейчас немало людей обладают и возможностями, и способностями заниматься животноводством. Так что молочные реки еще потекут...

СПРАВКА «ПП»

Юрий Серафимович Старкин

Окончил Пензенский техникум советской торговли, прошел путь от простого товароведа до заведующего магазином, а потом — и до начальника Никольского РПУ бытового обслуживания.
В 1998 году, получив диплом экономиста, возглавил ОАО «Никольский хлебозавод» (позже переименованный в ООО «Никольский хлеб»), где по сей день работает в должности директора.
Неоднократно избирался депутатом собраний представителей города Никольска и Никольского района.

Награжден медалью Святого благоверного князя Даниила Московского, был делегатом I Съезда Добрых Людей Мира. Отмечен знаком «Почетный меценат и благотворитель».
Избирался депутатом Законодательного собрания Пензенской области четвертого и пятого созывов.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное