Яничкин и его музы

Яничкин и его музы

Сегодня наш областной центр называют танцевальной столицей. В то время, когда в других городах детей силой не затащишь в танцевальные кружки, у нас это искусство популярно. Накануне Дня России и Дня города депутаты пензенской городской Думы приняли решение о присвоении балетмейстеру Юрию Яничкину звания «Почетный гражданин Пензы».

Причем, в Пензе не только сохраняются народные и советские традиции, но идет развитие всех жанров, создаются новые стили. Балетмейстеров у нас много, но на протяжении многих лет лидером среди них остается Юрий Яничкин. Он является организатором первой в области школы искусств, создателем  знаменитого в стране, известного за рубежом ансамбля «Зоренька». Если мы скажем, что через этот коллектив прошла добрая половина пензенцев, в этом не будет преувеличения.

А что такое танец? Это культура, это красота, здоровье, наконец! Прибавьте сюда эстетические впечатления от концертов «Зореньки», на которых всегда аншлаги, огромное количество учеников Яничкина, ставших балетмейстерами и несущих людям свое чудесное искусство, да не забудем о той славе и том престиже, которые создают танцоры участвуя и побеждая в  российских и международных конкурсах.

Вот это и будет вклад Юрия Ермолаевича Яничкина в культуру и жизнь Пензы. Все это высоко оценили земляки, и накануне Дня России и Дня города депутаты пензенской Думы приняли решение о присвоении Яничкину звания «Почетный гражданин города Пензы».

Ансамбль
Свою карьеру Юрий начинал в хоре Октября Гришина. Как-то на гастролях его заметили и пригласили в ансамбль Терских казаков, а во время службы в армии он стал артистом ансамбля Черноморского флота.

После нескольких лет работы там молодой танцовщик вернулся на родину с мыслью создать свой коллектив. Так в 1974 году на свет появилась «Зоренька».

— Один московский мэтр хореографии сказал мне тогда, что в Пензе с танцами дела плохи, одним словом, дыра, — рассказывает Юрий Ермолаевич. — Я пообещал тогда через два года изменить ситуацию кардинально.

С этого момента в городе началось бурное развитие хореографии, появились другие коллективы, в том числе не менее знаменитые «Каблучок», «Вензеля», «Солнышко». На престижных фестивалях и конкурсах наши танцоры стали занимать первые места. Из посаженного Яничкиным танцевального росточка вырос крепкий дуб.

— Могли бы сделать еще больше, но, к сожалению, культура у нас не поддерживается так, как спорт, — сетует балетмейстер. — Если мы ездим на фестивали, то чаще всего на деньги родителей танцоров. Немного, конечно, но зарабатываем и сами. Самое выгодное сегодня — работа по контракту. Но это дело сложное.

«Зоренька», кстати, единственный в Пензе коллектив, работавший в Китае по договору. За три года пензяки дали около 500 концертов. Два месяца работали в шоу-программе Берлинского варьете «Виртенгартен». Немало выгодных предложений получал Яничкин и в России, но всегда возвращался домой.

— Я родился в Пензе, воспитан на гришинских песнопениях, народной музыке, — объясняет Юрий Ермолаевич. — Это вошло в плоть и кровь, и свои мечты я всегда хотел воплощать только на родине. Даже в Севастополе не остался, хотя у меня была там комната. Уехал и не жалею. Здесь я создал ансамбль и школу. Мне не стыдно за прожитые годы, за свою работу, потому что мое кредо — приносить радость людям. Я получаю огромное удовольствие, когда люди выходят из зала и говорят: «Россия жива!».

Семья и школа
Иногда приходится слышать, что Яничкин — жесткий руководитель, но кто знает его близко, опровергают это мнение.
— Да, в балетном классе или при подготовке концерта я могу быть жестким, иначе с этой оравой не сладишь, — говорит Юрий Ермолаевич. — Но в основе моего отношения к ученикам, вообще к людям лежит любовь.

А уж какой он нежный муж, отец и дед!  Другого такого трудно найти. Жене Наталье и дочери Кате посвящает проникновенные стихотворные строки, называет их: «Несравненные мои». Они его главные помощницы. Первая — балетмейстер ансамбля «Маленькие звезды», вторая руководит группой «Танцующие сны».

Все вместе создавали школу искусств. Даже в тяжелые 90-е годы она не потеряла своего статуса, выжив благодаря тому, что Яничкины работали на совесть. Родители и в те времена приводили к ним своих деток, выкраивая деньги из скудных бюджетов. Понимали, «не хлебом единым жив человек».

Яничкин гордится своей школой, живет ее интересами, с воодушевлением рассказывает о достижениях коллективов:
— У нас прекрасное декоративно-прикладное отделение, спортивный клуб восточных единоборств, шикарнейшие детско-подростковый оркестр народных инструментов, хореографические коллективы: «Ассорти», «Креатив», «Игрица», «Задоринка», ансамбль бальных танцев Баландиных, не говоря уж о «Зореньке», которую воспитанник Игоря Моисеева, профессор ГИТИСа Анатолий Борзов назвал «эталоном русского танца».

Юрий Ермолаевич сам поставил более ста композиций, создав хореографию, основанную на народных традициях, обогащенных его талантом. Многие из них имеют пензенские корни, к примеру, «Абашевская игрушка» или «Конвейер», созданный под впечатлением ритма работы одного из цехов часового завода. В этом номере слились воедино труд, музыка и хореографическая лексика.

«Зоренька» не просто танцует, она дает людям возможность гордиться своей землей, народом, традициями. Недаром Юрию Яничкину вручили премию правительства страны«Душа России».

Родина
— Танцевать надо от той земли, на которой живешь, — говорит Юрий Ермолаевич. — Я много раз бывал за рубежом на гастролях, но никогда не хотел там остаться.

Как-то около двух месяцев ансамбль Черноморского флота работал в Лондоне, в престижном зале «Альберт-холл». Принимали его потрясающе. Посол России в Великобритании говорил артистам: «Вы за месяц сделали для взаимопонимания наших народов больше, чем мы за год».

После Англии моряков ждали во Франции, Бельгии и Швейцарии, однако по каким-то причинам контракт аннулировали, и им предстояло вернуться в Москву. Когда сообщили об этом, вместо вздохов разочарования прозвучало стоголосое «ура», хотя никто в Париже не был. Так соскучились по дому.

— Какой бы вы хотели видеть Пензу в будущем? — спросила я Юрия Ермолаевича.
— Для меня главное — люди, — ответил он. — Я бы хотел видеть пензяков более добрыми, чтобы в их жизни не было бесчестия, зависти, пересудов.  Будем позитивными, станем ценить друг друга — горы свернем. Миром правит любовь и созидание.

К концертам Юрий Ермолаевич всегда пишет тексты. В них суть его характера, души:
Хвала творцам, создающим на земле доброе и вечное, а мы будем равняться на их идеалы,
стремясь к вершинам художественного творчества, надеясь, что людям мы несем радость,
с благодарностью к судьбе, которая наделила нас этой возможностью.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное