Пензячка произвела в Чехии фурор докладом о внучке вдовы Пушкина

Пензячка произвела в Чехии фурор докладом о внучке вдовы Пушкина

Галина Нефедову теперь приглашают в Москву и Польшу

Преподаватель русского языка и литературы Пензенского техникума железнодорожного транспорта (филиал СамГУПС) Галина Викторовна Нефедова в середине января побывала в Чехии в университете города Градец Кралове, где прошла международная научная конференция «Диалог культур IX», в которой участвовали филологи русисты со всей Европы.

Галина Викторовна выступила на литературоведческой секции с научно-исследовательской работой «Сердец высоких отпечаток….».  В нее вошли результаты многолетнего изучения краеведческого материала о жизни потомков Пушкиных-Ланских в пензенском крае.

Пушкинская тема

— На базе моего кабинета я создала этнографический музей «Русь изначальная», — рассказывает Галина Викторовна. — Одно из направлений его деятельности — литературное краеведение. Я интересовалась пушкинской темой и как-то в Москве даже встречалась с потомком Пушкина — Григорием Александровичем. Несколько лет назад меня познакомили с Ольгой Григорьевной Макушиной. Ее бабушка Елизавета Николаевны Бибикова, в девичестве Арапова, приходилась внучкой Наталье Николаевне Пушкиной-Ланской. Ольга Григорьевна многое сделала для сохранения памяти о ней и пензенской ветви потомков Натальи Гончаровой. Она изумительный рассказчик: мы слушали ее, затаив дыхание. К тому же предоставила много интересных материалов, в том числе книгу Татьяны Рожновой «Жизнь после Пушкина».  

После этой памятной встречи Нефедова написала работу «Потомки Пушкиных-Ланских в Пензенском крае», которая в 2015 году заняла 1-е место на международной научно-практической конференции СамГУПС в Саратове. В ней автор рассказала о чешской ветви знатного рода пензенских дворян Араповых — потомков Пушкиных-Ланских, что и привлекло коллег из Чехии — ученых, интересующихся русским языком, историей и литературой.

Бибикова — аристократка по духу

— Свое второе исследование я посвятила Елизавете Бибиковой, — поясняет Галина Викторовна. — Аристократке не только по рождению, но и по духу, женщине редкой душевной и физической красоты (в юности она завоевала первый приз на символическом конкурсе в Висбадене). Больше всего меня поразило ее объяснение, почему она не уехала из России после революции — «я русский человек и должна жить на своей земле со своим народом, принимать ту власть, которую он выбрал. В чужой стране мне нечего делать. Прозябать и получать хлеб из чужих рук я не хочу и не могу». Ее слова — свидетельство благородства и величия русской души. Они перекликаются со словами Пушкина «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории моих предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Многим пензякам известен детский портрет Елизаветы живописца Ивана Макарова, находящийся в картинной галерее им. К. Савицкого. На нем она изображена вместе с сестрой Натальей. В галерее же находится и часть мебели из их имения в Андреевке.

Печальная судьба

Родившаяся в Висбадене, прожившая счастливо с мужем 25 лет, в 1917 году Елизавета потеряла все свое состояние, но осталась в Пензе, отказавшись от предложений родственников приехать к ним за границу. Ее дальнейшая судьба сложилась печально — не брали на работу, приходилось выживать за счет частных уроков иностранных языков.

— Я познакомилась с ее учеником Евгением Борисовичем Рассказовым, — говорит Нефедова. — Он занимался у нее после войны, рассказывал, что видел письма из Парижа, Бонна, Вены, но ее стол был скуден, и ученики приносили ей продукты. Крестьяне, которым в бытность их барыней она помогала, привозили провизию. Но она не роптала и часто увлекательно рассказывала ученикам о Пушкине, читала его произведения.

Елизавета Николаевна умерла 8 июля 1953 года. Хотя Ольга Григорьевна в последние годы ее жизни была еще маленькой, она очень хорошо помнит бабушку.

— Я помню ее тихий ласковый, голос, нежную теплую руку, — рассказывает Макушина. — Помню, как читала она мне сказки Пушкина из книги, изданной до 1917 года. Она хранится в нашей семье как ценная реликвия.

Макушина много лет занимается поиском материалов о Елизавете Николаевне, по капельке собирая и храня сведения о ее жизни. К примеру, некоторые исследователи жизни потомков Пушкина пишут, что сын Бибиковых Дмитрий был приемным. Но Ольга Григорьевна разыскала данные о его рождении, где указано, что родителями являлись Елизавета Николаевна и Виктор Дмитриевич Бибиковы.

— После революции многие дворяне опасались расстрелов, — рассказывает Ольга Григорьевна. — Елизавета Николаевна, вернувшись в Пензу с Кавказа, куда они бежали с мужем, и где он умер, старалась жить скрытно. Но себя она не могла полностью обезопасить — ее многие знали в лицо, а вот сохранить жизнь сыну, назвав его приемным, было вполне возможно. Я полагаю, отсюда и рассказ о его происхождении.

Интерес иностранцев

Рассказы Макушиной стали основой работы Нефедовой. Также в нее вошли материалы и о других Араповых, много сделавших для процветания пензенской земли. Так, благодаря участию Ивана Николаевича Арапова в построении Московско-Казанской железной дороги и станции Араповка дети Александра Пушкина могли каждое лето приезжать в гости к своим сводным сестрам.

Исследование вызвало большой интерес не только у чешских, но и у русских коллег. Тем более работа Нефедовой актуальна — в этом году отмечается 180-летие трагической гибели Александра Пушкина, 205 лет со дня рождения его жены Натальи Николаевны.

Пензенский преподаватель получила приглашение выступить на научных конференциях в Институте мировой литературы им. М. Горького, в Польше и в Чехии на юбилейном форуме «Диалог культур Х».  

 














Читайте также:

В Пензе Андрей из «ZКД» учился на железнодорожника

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное