В Пензе устроили флешмоб у автопортрета Лентулова

В Пензе устроили флешмоб у автопортрета Лентулова

Знаменитый художник наш земляк, он родился в Нижнеломовском районе

Пензенская картинная галерея им. Савицкого в год своего 125-летия продолжает радовать шедеврами своей коллекции. 17 января в частично отреставрированном зале открылась экспозиция работ Аристарха Лентулова, приуроченная ко дню его рождения.

Галерея обладает третьей по величине в стране коллекцией работ художника — 37 картинами, выполненными в разные годы, разных техниках и манерах. Часть из них разместили в обновленном зале.

На презентации экспозиции сотрудники галереи, художники и студенты училища даже устроили флешмоб у автопортрета Лентулова.

— Уроженца Нижнеломовского района называли «художником солнца», — рассказала заведующая экспозиционным отделом галереи Нина Санталова. — Именно о нем Александр Бенуа сказал, что нужно беречь этот яркий, солнечный дар. Лентулов родился в семье бедного священника. После смерти отца учился в духовном училище и семинарии. Больше всего ему там нравилось петь и клеить макеты, и уже вскоре свободолюбивый дух и взрывной темперамент поставили крест на карьере священника. Он сбежал из семинарии и поступил в пензенское художественное  училище к Константину Савицкому.

Три года получал академическое образование, но и эти рамки стали ему тесны. Уехал в Киев, учился там живописи, также спорил с преподавателями и вынес оттуда большую любовь к художникам Федору Малявину и Михаилу Врубелю.

Если посмотреть на ранние работы Лентулова, можно увидеть его безудержную влюбленность в свет. Он не боялся соединять в работах разные цвета, не боялся эпатировать, не боялся быть высмеянным.

Пытался поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, но и тут во время экзамена неуемный характер подвел его. Однако там он познакомился с учеником Ильи Репина Дмитрием Кардовским и стал учиться в его частной студии.

Звездный час Лентулова наступил, когда он познакомился с единомышленниками, такими же бунтарями, как и он, авангардистами Петром Кончаловским, Натальей Гончаровой, Робертом Фальком. Они образовали свой союз «Бубновый валет».

— Они противопоставляли буржуа, диктовавших свои вкусы, свое острое, эпатажное искусство, — отметила Нина Владимировна. — Организованная в 1910 году их первая выставка вызвала у публики ажиотаж.  Это был взрыв, новое искусство  хотелось увидеть всем. Лентулов тогда сказал, что русский авангард будет почище западного. Так и случилось, потому что они вкладывали в свои работы глубочайший, философский смысл. Поэтому до сих пор их картины являются нашей гордостью, золотым запасом.

На выставке немало портретов. Лентулов говорил, что он не добивается фотографической точности, он пишет свои впечатления от человека, позировавшего ему. Наглядный пример тому «Портрет актрисы О. Гзовской».

Нина Владимировна отметила вклад бывшего директора галереи Валерия Сазонова в пополнение коллекции Лентулова. Именно он привез в Пензу знаменитую работу «Портрет Н. А. Соловьева», проведя долгие переговоры с дочерью художника Марианной. На картину претендовала Третьяковская галерея, но благодаря стараниям Валерия Петровича дочь предпочла передать ее нашей галерее. Надо было видеть, с какой детской радостью Сазонов упаковывал и вез эту картину в Пензу.

— В 1986 году он сделал первую после долгих лет забвения выставку Лентулова, — рассказала Нина Санталова. — Его последняя персональная выставка состоялась в 1933 году. Дочь, присутствовавшая на открытии, была настолько растрогана, что не смогла сдержать слез.

 

Читайте также:

«Чудовище» С. Молоканов и его брат — о КВН, «Красавице» и родственнике из «Аншлага»

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное