Мамы, в школу собирайтесь!

Мамы, в школу собирайтесь!

Вечерняя школа канула в прошлое. Тем не менее в Пензе есть люди, которые и в 50 лет берутся за школьные учебники

Помните фильм «Большая перемена»? Детские шалости взрослых мужчин и женщин за школьной партой не раз заставляли зрителя смеяться от души. Сегодня привычное когда-то понятие вечерняя школа ушло из нашего лексикона. но желающие учиться по собой программе остались

Новое время и от системы потребовало новых форм и содержания. В 90-е годы в нашей стране как грибы стали появляться всевозможные гимназии, лицее и колледжи. Пришлось сменить облик и вечерней школе. Как живется сегодня правоприемнику вечерней средней школы № 1  города Пензы, мы попросили рассказать директора центра образования № 1, заслуженного учителя РФ Валентину Полуэктову.

Валентина Николаевна, как менялась система вечернего образования в нашем городе? Была ли «смена вывески» данью моде?

– Это не каприз моды, а скорее веление времени. Если раньше приходилось иметь дело со взрослыми людьми, которые совмещали работу на производстве и учебу, то в 90-е годы к нам стали приходить трудные подростки. Безденежье, безработица, развал страны тогда выбили из колеи многие семьи. И опустившим руки родителям порой было не до воспитания детей. Иногда взрослые вообще теряли жизненные ориентиры, и зарабатывать деньги в семье приходилось детям-старшеклассникам. Но учиться в обычных школах таким ребятам стало проблематично.

Получается, бывшая «вечерка» переориентировалась на трудных подростков? А вы знаете, что обычных школьников, у которых не ладится учеба, порой пугают перспективой попасть к вам?

– Мне больно об этом слышать. Это ошибочное представление, что на такую форму обучения переходят какие-то «второсортные» дети. В наш центр образования приходят ребята с самыми разными судьбами, и мы относимся к каждому из них с уважением. Просто эти подростки попали в трудную ситуацию, им нужно помочь. Сегодня ты благополучен – а завтра все может поменяться. Никто не застрахован от этого. Поэтому бережное отношение к каждому новичку для наших преподавателей  – своеобразная лакмусовая бумажка по определению проф¬пригодности.

Ощущаете ли вы отдачу от своей работы? Много страждущих душ удалось спасти вашему коллективу?

– Мы гордимся тем, что почти все наши ученики нашли свой путь в жизни. Среди них немало тех, кто впоследствии смог окончить даже не один, а несколько вузов. Но диплом в кармане – это вовсе не главное. Важнее то, что ребята поверили в себя, доказали, что они многое могут.

В кризисной ситуации ломаются порой даже состоявшиеся в жизни  люди. Что вам помогает выводить трудных ребят на дорогу добра?

– Надо верить людям и любить их. Тогда все начинает получаться. Зачастую говорят: эти дети – сложные, с ними трудно работать. Да не сложные они! Просто хотят в чем-то проявить себя. И учитель ни в коем случае не должен «ломать» ученика, делая его таким, как все, удобным для взрослых.

С послушным и успешным ребенком работать, конечно, проще. Но когда на выпускных вечерах вручаешь аттестаты бывшим закоренелым «трудным», то понимаешь – год прожит не зря! Значит, недаром потрачены наши усилия, нервы, не прошли впустую душеспасительные разговоры и походы в семьи.

К сожалению, в нашей работе случаются и поражения. Иногда встречаются ученики, с которыми мы не можем справиться. Педагогика порой тоже бывает бессильна. И если ученика не удалось вернуть на  правильную дорогу, сердце учителя, поверьте, болит долго.

Я никогда не брошу упрека в адрес своих коллег из общеобразовательных школ, из которых переводятся к нам трудные дети. Каждый берет на себя ровно столько, сколько сможет вынести.

Когда подростки приходят к нам, они чувствуют себя отверженными, в чем-то виноватыми перед нами, взрослыми. А в чем – и сами понять еще не могут. Воспитать в них уверенность в себе, раскрыть способности – это и есть наша главная задача. Например, многие наши выпускники идут в армию на контрактную службу. Неуверенный в себе человек контракт не выбрал бы!

А много ли людей приходит в центр образования за помощью?

– Сейчас у нас обучаются 761 человек. Мы не отказываем никому. В центре образования получают знания люди разного возраста – от семи лет и до 50! Например, в нынешнем году успешно завершает обучение ученица, которой… 52 года. Да и многим папам и мамам 35 – 45-ти лет тоже становится стыдно быть «недоучками» перед собственными детьми, и они получают у нас аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Кроме того, вот уже третий год в рамках госпрограммы мы работаем с группой туркменских слушателей, которые готовятся поступать в вузы. Для этого им нужно полноценное среднее образование. За год обучения они осваивают программу 10 – 11 классов. А ведь многие из них плохо говорят по-русски. Учителям приходится туго. Но  результаты радуют. В первом выпуске аттестат получили все. Во втором – из 76 человек неудача постигла семерых. Видимо, сказывается то, что стали приезжать менее  подготовленные абитуриенты.

О едином государственном экзамене высказываются самые разные мнения. А как в вашем специфическом учебном заведении относятся к ЕГЭ?

– Для наших учеников, которые зачастую приходят для того, чтобы получить хотя бы аттестат о среднем образовании, это настоящая мука! Для этой категории людей традиционная форма экзаменов более приемлема. К нам на заочную форму обучения или экстернат порой приходят люди, которые бросили неоконченной учебу 20 лет назад. И теперь за год-два им нужно до¬гнать тех, кто с первого класса ежегодно «натаскивается» на тестирование! Я считаю, что это обстоятельство Министерство образования РФ в будущем все-таки учтет.

Валентина Николаевна, как вы считаете, сохранится ли в будущем потребность в «вечернем» обучении? 

– Вечерние школы возникали в годы войны для того, чтобы мальчишки и девчонки, которые в лихое время трудились у станков и в поле, смогли  наверстать упущенное. А сегодня мы ориентируемся на тех, кто не рвется с аттестатом на руках поступить в вуз любой ценой.

Сейчас бум обязательного получения высшего образования, к счастью, проходит. Опять появился интерес к профучилищам. Вот на будущих профессионалов мы и ориентируемся. Сейчас они получат необходимые знания в любой удобной форме: очной, заочно-очной, заочной. А позже сами определятся с карьерным ростом.

Мы же, как и прежде, готовы помочь тем, кто желает одновременно работать и учиться!

Виктор ПИСКУНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное