Библиотекарь с 30-летним стажем — о том, что читают современные пензенские дети
Наши дети не лучше и не хуже нас, просто они другие. И в их мире большую роль играют телевидение, Интернет и смартфоны 
 
Что они читают? Как воспринимают прочитанное? Об этом я спросила Людмилу Балакину, которая более 30 лет возглавляла городскую библиотеку № 2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, а сейчас заведует библиотекой в школе № 12 в Пензе.
— Людмила Николаевна, правда ли, что современные дети почти перестали читать? 
— Нет, школьники читают, но в основном это литература по учебной программе. Правда, исходя из своего опыта, могу сказать, что настоящих любителей литературы мало — и сейчас, и 20 лет назад. 
Кроме того, важно не количество, а качество. Ведь главное назначение книги — сформировать разносторонне развитую, цельную, думающую личность. Раньше это казалось несложным. Мы все были более-менее похожими, одинаково мыслили, вели себя. И воздействие той или иной книги было предсказуемым.
А сейчас, когда на зимние каникулы один ребенок едет отдыхать на Кубу, а другой проводит время дома, рождаются зависть, неприятие. И только с помощью книг сформировать здоровую натуру стало трудно. Да и воспринимаются книги по-другому.
Например, 2014 год, Олимпиада в Сочи, рассказываю об истории спортивных состязаний учащимся 4-х классов. Спрашиваю: «Как вы думаете, чем в Древней Греции награждали победителей?». Жду, что мне ответят: кубками, медалями, венками. Один мальчик поднимает руку и говорит: «Женщинами»…
Второй пример: обсуждаем с семиклассниками рассказ О. Генри «Дары волхвов». На вопрос о том, как характеризуют Джима и Деллу подарки, которые они преподнесли друг другу, получаю ответ: дураки были, подарили бесполезные вещи. И это вывод не худшего ребенка в классе.
 О чем это говорит? Мы сегодня очень мало внимания обращаем на то, как дети понимают прочитанное, а современная жизнь приводит их вот к таким выводам.
О чем это говорит? Мы сегодня очень мало внимания обращаем на то, как дети понимают прочитанное, а современная жизнь приводит их вот к таким выводам. 
Современные школьники перегружены различной информацией из Интернета, телевидения, прессы, но им катастрофически не хватает общения с умными, чуткими взрослыми. В итоге формирование нравственности и интеллектуальных запросов часто идет не в ту сторону даже в приличных семьях.
— Но ведь в детстве и раннем школьном возрасте именно родители должны формировать кругозор и литературные вкусы ребенка. Получается, что они стоят сегодня в стороне?
— А чему удивляться? У нас выросло уже не одно поколение нечитающих родителей. Во многих семьях даже не слышали о такой форме общения с ребенком, как чтение перед сном или совместное чтение. Зачем? Есть же мультики! 
Но, к счастью, это не повсеместно. Часто, приходя в библиотеку, дети просят дать такие «немодные» произведения, как «Динка прощается с детством», «Васек Трубачев и его товарищи» и др.
Оказывается, книгу посоветовала мама или бабушка. Таким образом взрослые пытаются передать своим детям то, что когда-то запало в их душу.
Читающих детей и родителей мы стараемся поощрять. В нашей школе ежегодно вручается премия имени Владимира Тарасова и в этом году впервые была введена номинация «Самая читающая семья». 
— А что сегодня предлагает школьная библиотека? Достаточно ли ее фонда? 
— В 2007 году мы участвовали в проекте «Школьная библиотека как социокультурный центр» и получили денежный грант на приобретение справочной и художественной литературы. Пока масштабных финансовых вливаний больше не было. Фонд обновляется в основном через благотворительные акции.  На подаренной книге ставится штамп, где указана фамилия и класс ученика, которым она была пожертвована. Остается память и для детей, и для школы. 
— А что читают дети не по программе? 
— Если брать младшие классы, то сказки, стихотворения, детскую классику (Осеева, Драгунский, Носов, Успенский, Волков и др.). 
В среднем звене количество читающих резко убывает. Долгое время бестселлером были книги о Гарри Поттере, но в последнее время интерес к нему поубавился. Популярностью неизменно пользуются различные детективы, ужастики.
Берут те книги, которые понравились друзьям. По библиотечным формулярам это хорошо прослеживается.
Что касается старшеклассников, то сложно сказать об их предпочтениях. В этом году книги из списка литературы на лето взяли хорошо если пять человек из параллели девятых классов. Но это еще ни о чем не говорит. Старшеклассники могут посещать другую библиотеку, или книги есть дома, или читаются произведения в электронном виде.
Есть и еще одна тенденция: все чаще произведения, которые проходят по школьной программе, не читают, а смотрят.
— Но ведь фильм не может полностью передать содержание книги. 
— В этом и дело. Возьмем последнюю картину Сергея Урсуляка «Тихий Дон» (2015 год), которая была снята при поддержке государства и получила несколько престижных премий, эпизод о том, как Григорию нужно к утру напоить и почистить коня для брата, а герой лег спать только под утро. В книге говорится, что сквозь дрему Мелехов слышит ржание, через силу встает и идет поить лошадь. А в фильме эпизод построен так: Гришка спит после гулянки, а отец будит его ударом арапника.
То есть в книге показана степень ответственности героя, а в фильме, наоборот, безответственности. Я знаю текст, и такое толкование меня коробит.
Ну и, конечно, фильмы не могут ответить на вопросы, поставленные в книге.
— Считается, что Интернет хуже развивает мыслительную деятельность, чем работа с книгой. Вы с этим согласны?
— В Сети можно найти много полезного, но и мусора предостаточно. Плюс работа с книгой предполагает активный поиск, а тут ввел запрос, скопировал, распечатал. Все это приводит к формальному подходу при подготовке уроков. Задание выполнено, а что получилось в итоге, многие даже не читают. 
Но есть у нас и дотошные ребята, которые в хорошем смысле «достанут», требуя новые книги. С ними очень приятно работать, они неординарно мыслят.
— Как вы относитесь к проекту о переходе на электронные учебники?
— Отрицательно. Хотя бы потому, что текст на электронных носителях читать сложней. У школьников и так катастрофически падает зрение, они слишком много времени проводят с гаджетами. 
— Какие советы вы бы дали родителям, желающим привить детям интерес к чтению? 
— Побольше времени проводить вместе, как можно чаще с детьми разговаривать. И не только на бытовые темы, а обо всем на свете, делиться впечатлениями, пересказывать ребенку прочитанное самим. 
Хочется отметить, что Интернет Интернетом, но пока хоть один ребенок идет в библиотеку за книгой, надеясь найти в ней ответ на беспокоящий его вопрос, «аптеки для души» будут нужны!

Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
 
                        Гран-при конкурса «Сурская семья» уехал в Бессоновский район
Многодетная семья Королевых одержала победу 
                        Студотрядовцы Пензенской области стали призерами слета студотрядов ПФО
Форум стал для них хорошей возможностью обменяться опытом 
                        Лучшие юристы по банкротству: как выбрать надёжного специалиста в столице
Перед принятием решения рекомендуется изучить отзывы, проверить наличие практики по вашему типу долга 
                        Олег Мельниченко поздравил пензенцев с Всероссийским днем гимнастики
На пензенской земле появилась целая плеяда звезд спорта 
                 
                        
 
                     
                     
                     
                         
                         
                                                                                                                     
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        