Известный пензенский киновед и режиссер С. Старостина отмечает юбилей

Известный пензенский киновед и режиссер С. Старостина отмечает юбилей

В предверии круглой даты создательница фестиваля «Мужская роль» ответила на вопросы «Пензенской правды»

3 августа известный киновед и кинорежиссер Светлана Старостина отмечает юбилей. Как говорит она сама, лучшим подарком для нее стало проведение в стране Года российского кино

Фестивалю быть!

— Год российского кино прежде всего дорог нам тем, что государство привлекло внимание людей к отечественному кинематографу, который в последнее время был незаслуженно забыт, — говорит Светлана. — 27 августа по всей стране пройдут официальные торжества, которые будут сопровождаться бесплатными показами российских фильмов. Причем не только классики, но и того, что было снято в последние годы. Уверена, не останется в стороне от этого события и Пенза.

— Что вам запомнилось из событий, приуроченных к Году кино, в нашем регионе?
— Безусловно, это появление в Пензе чудесного горельефа уроженца Пензенской земли, первого великого киноактера России Ивана Мозжухина. Мы уже восемь лет проводим в области кинофестиваль его имени «Мужская роль». Во многом благодаря фестивалю сегодня жители нашего региона знают, кто такой Иван Мозжухин. И, наверное, в появлении горельефа есть и наша заслуга – мы «достучались» до людей, которые приняли такое решение.

— Ждать фестиваля в этом году?
— Безусловно. Вне зависимости от того, будет федеральное финансирование или нет, Год российского кино в Пензенской области завершится фестивалем «Мужская роль». Мероприятие запланировано на ноябрь-декабрь.

Это будет уже девятый фестиваль. Заявка в Министерство культуры РФ нами отправлена. С правительством Пензенской области и с Управлением культуры и архива большинство моментов уже согласовано.

Отмечу, что с каждым годом количество зрителей кинофестиваля растет. Приезжают гости и из других регионов. Мы не имеем морального права остановиться и пропустить год.

Бюджет первого фестиваля составлял всего 100 тысяч рублей. Но мы смогли пригласить Бориса Галкина, Владимира Кочана, провели вечер памяти Леонида Филатова, и фильмы для показа нам давали бесплатно. Сегодня даже представить такое сложно! Все правообладатели просят деньги – даже за один бесплатный показ. Тем не менее хотя бы в таком же масштабе — не хуже — мы постараемся провести фестиваль и на этот раз.

Народ «подсел» на комиксы и игры

— В последнее время кинорежиссеры все чаще стали экранизировать не литературные произведения, а комиксы и компьютерные игры. Откуда, по вашему мнению, взялась такая тенденция? И почему перестали снимать классику?
— Не соглашусь, что перестали. Например, интересно работает в этом направлении Сергей Урсуляк: он снял телевизионные сериалы «Жизнь и судьба», «Тихий Дон». Карен Шахназаров сейчас экранизирует «Анну Каренину»…

Практика экранизации компьютерных игр и комиксов — показатель общего уровня со­временных кинозрителей. Коммерческое кинопроизводство делает то, за что люди готовы платить деньги. Раз снимают – значит, это востребовано массовым зрителем.

Хорошие картины все равно есть. Правда, их редко показывают в кинотеатрах, потому что на них не сделаешь сборы. Удел проблемного, «умного» кино — кочевать от фестиваля к фестивалю и завоевывать призы. Бóльшая часть зрителей это кино не увидят.

В советские времена кинотеатры в обязательном порядке должны были показывать премьеры отечественных фильмов, не важно, пойдет на них народ или нет. Был план, который требовалось выполнять, поэтому мы смотрели все фильмы, снимавшиеся на советских киностудиях.

Сегодня кинопрокатчик сам решает, что ему показывать. Если чувствует, что фильм, даже очень хороший, пройдет при пустых залах, то он его просто не возьмет.

К сожалению, таков сегодня интеллектуальный уровень развития общества. Кинопрокат просто улавливает эту тенденцию и следует ей.

— Что посоветуете смотреть?
— Классику отечественного кинематографа. Нам есть из чего выбирать: фильмы Марка Захарова, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии никогда не устареют. Вообще, многие советские картины тогда считали «проходными». А сегодня мы получаем от них огромное удовольствие. Это доброе, умное, нормальное человеческое кино, снятое в лучших традициях российской культуры.

Из «свежего» рекомендую, например, «Райские кущи» с Чулпан Хаматовой в главной роли и «Зеленую карету» с Андреем Мерзликиным. Обе эти картины выпущены в 2015 году. В Пензе они демонстрировались на прошлогоднем кинофестивале «Мужская роль». А в этом году и Чулпан Хаматова, и Андрей Мерзликин получили главные призы за свои роли в этих фильмах на 18-м Всероссийском Шукшинском кинофестивале на Алтае.

«Зеленую карету» я особенно советую посмотреть родителям. У нас люди выходили из зала потрясенные. Андрей Мерзликин играет очень мощно. Там есть тяжелые эмоционально сцены. Он потрясающе проводит их. В широком прокате этого фильма, к сожалению, не было.

«Гении места»

— Чем занимается киностудия «Свет», которой вы руководите?
— Последний по времени фильм нашей студии называется «Братья Мозжухины». Он был показан на VIII фестивале «Мужская роль», XII международном кинофестивале «Кинопроба». С 2005 года мы работаем над циклом документальных фильмов «Гении места» о наших выдающихся земляках. Подаем заявки в Министерст­во культуры РФ, снимаем то, что поддерживает государство, на что выделяют гранты. Снято всего 12 картин, среди них фильмы о Радищеве, Белин­ском, Савицком, о нескольких кинематографистах — уроженцах Пензенской области.

Большая часть этих картин будет представлена на сайте Культура.рф (портал культурного наследия России) в свободном доступе. Почти все фильмы шли на кинофестивалях, канале «Культура», других центральных телеканалах, на пензенском телевидении.

— Над чем сейчас работаете?
— Замыслов несколько. Один из них — фильм о последнем поколении русских в Китае. Мой прадед работал на Китайско-Восточной железной дороге. В Китае родилась и выросла мама, ее друзья. Мне удалось найти интересных героев, собрать уникальные материалы. Помогают люди из города Маньчжурии (это в Северном Китае), Австралии, куда переехали из Китая многие русские. Это проект не на один год. Мы планируем съемки и в Забайкалье, и в Китае, и в Австралии.

— Наверное, сложно снимать фильмы о людях, которые жили много-много лет назад: нет ни фотографий, ни кинохроники, нет современников. У вас есть опыт работы над картинами о ныне здравствующих великих людях?
— Единственный фильм из цикла «Гении места» о нашем современнике, который поддержал Минкульт, — о Михаиле Каплане. Называется он «Актер России». Но фильм дался нам непросто. Мы, например, планировали съемки в России, а Михаил Яковлевич в это время оказался в Израиле. Там была неспокойная обстановка, шла война. Но мы все же полетели туда, чтоб записать интервью с героем.

Пензенцы могли видеть нашу работу на кинофестивале «Мужская роль», по телевидению.

— Сейчас кто-нибудь снимает на пленку?
— Нет, это большая редкость. Снимают в цифровом формате. Это намного проще — не надо экономить драгоценные метры. Но вместе с необходимостью беречь пленку уходит, к сожалению, и потребность тщательно выстраивать кадр, а значит, падает культура киноизображения…

СПРАВКА «ПП»

Светлана Старостина, киновед, кинорежиссер, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», президент Благотворительного фонда развития культуры им. Ивана Мозжухина, генеральный директор ООО «Киностудия «Свет», член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Читайте материалы Светланы Старостиной для «Пензенской правды»

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное