«Коррупция — это предательство»

«Коррупция — это предательство»

Губернатор Иван Белозерцев развернул борьбу со взятками и хищениями бюджета

Информация о задержании и аресте исполняющего обязанности ректора Пензенской государственной технологической академии, профессора и орденоносца Василия Моисеева, стала большой неожиданностью. Не буду пересказывать версии, надеюсь, что следствие разберется по закону и совести.

Речь не об этом. Безусловно, очень досадно, что случилось такое с Василием Борисовичем. Многие его знают и уважают. Однако это случилось.

Как случилось и с Александром Пашковым, в общем, незлобивым и энергичным человеком, который теперь уже рецидивист.

И таких немало. Тех, кто постепенно и незаметно оказались  под властью денег. Кто забыл, что деньги-это средство, а не цель.

Их безусловно жаль. Они стали жертвами собственных слабостей, а то и пороков.

Казус с Василием Моисеевым породил немало комментариев в СМИ. Мне показалось, что некоторые из них по своему духу излишне рациональны и прагматичны. Вот один из них, опубликованный в весьма уважаемой газете. Почему  новый губернатор (ведь он наверняка знал, что ведутся проверки) заблаговременно не предложил Моисееву оставить свой пост, пишет редактор. И: разве самому Моисееву не ясно было, что его подпирают молодые ребята, которые тоже хотят самореализации и материального вознаграждения?  

Дескать, ушел бы вовремя, тогда бы и при деньгах остался, и свободу сохранил.

Сергей Довлатов говорил: Что выше справедливости? Милосердие. Но тут мы можем попасть в ловушку. Разумеется, нет правил без исключений. Нельзя ставить на одну доску заслуженного человека, создавшего самый рейтинговый ВУЗ в регионе, и заурядного жулика. Однако, если бесконечно «входить в положение», то можно похоронить саму идею обуздать коррупцию.

Думаю, пора вести разговор в иной, этической плоскости. Когда коррупция стала системообразующей, пронизала все сферы экономики и социальной жизни, не дело рассуждать о методах и приемах ухода от ответственности, о том, как «вовремя соскочить». Пора вспомнить об этических и нравственных императивах. О совести и чести. Как это ни пафосно звучит.

«Всякое безобразие должно свое приличие иметь» (Александр Островский)

Перелистываю дневниковые записи. 24 января 2013 года. Совещание в Правительстве. Собрали руководителей и главбухов бюджетных и автономных учреждений.

— В этом зале все без исключения-воры, — начал совещание бывший губернатор. Заявление показалось весьма самокритичным. Ведь он тоже был в зале. — Вы все живете не откатах и распилах бюджета. Кто-то хочет возразить? Тогда мы к вам пришлем проверку, и найдем, за что привлечь.

Возражать никто не захотел.

Далее глава региона изложил некоторые технологии воровства. Как крадут бюджетные деньги в большом и малом, начиная с канцелярских принадлежностей. Воруют все, заявил он, глядя на меня, даже журналисты.  

А одного большого начальника губернатор заставил публично признаться в коррупции.

— Взять строительство, — витийствовал Василий Кузьмич. — Здесь заявки на подрядные работы составляются с учетом интересов руководства заказчиков. Если не заложен ваш личный интерес, подряд он не получит. Разве не так? — обратился он к одному из больших начальников.

Все напряглись.

— Ведь так? — переспросил Василий Кузьмич с нажимом.
— Так, — со смущенной улыбкой ответил большой начальник.

Всем стало его жалко. Его только что унизили. Но виду никто не подал. Напротив, все смотрели на начальника с осуждением, а на губернатора — с пониманием и поддержкой.

Еще немного порезвившись, Василий Кузьмич сказал:
— С этого момента все воровать бросают. Если не можете бросить-уходите. Напишите себе в компьютере: «Ша!»

После этой разминки замминистра финансов сообщила, что на 1 января 2013 года кредиторская задолженность региона составила 5 млрд рублей. Денег в бюджете нет. Единственный выход — сокращать расходы. Губернатор популярно объяснил как.

К моменту избрания нового губернатора внешняя задолженность региона существенно увеличилась, и составила 98,6 процента от объема собственных доходов.

Получается, что воровать стали еще больше.

Дорога с двусторонним движением

Слова «откат» и «распил» появились в обиходе где-то полтора десятка лет назад. Если они и имели хождение ранее, то лишь в узком кругу специфического контингента. Теперь ими оперирует половина населения. В этом смысле мы очень быстро продвинулись вперед. Стали обыденными  разговоры о нормах распилов и откатов; о том, сколько денег «сняли» с того или иного объекта; сколько и кому нужно заносить «сверху», чтобы согласовать строительство элементарного ларька. И ведь не только разговоры. Мы безропотно «заносим», но при случае и сами не прочь получить «благодарность» или притырить что плохо лежит.

Эта обыденность страшит больше всего. Если без взяток невозможно построить объект, получить диплом или повышение по службе, защитить диссертацию, вылечить язву, значит, коррупция становится необходимой смазкой социально-экономического механизма.

Иван Александрович Белозерцев с первых дней после избрания на пост губернатора обозначил личную позицию по отношению к этой проблеме. Он заявил, что для него любое проявление коррупции — это прямое предательство, поэтому снисхождения коррупционерам не будет.

— Главная проблема борьбы с коррупцией — это терпимое к ней отношение, — сказал он. — Не так часто наши граждане сообщают о вымогателях взяток, а порой и сами суют их должностным лицам, стремясь извлечь личную выгоду. Вот и получается, что это — преступная дорога с двусторонним движением. Наша задача — перекрыть ее, или, по крайней мере — сделать труднопроходимой. Эффективное противодействие коррупционным проявлениям возможно только при систематическом и комплексном использовании организационных, политических, информационно-пропагандистских мер с участием в них всех граждан.

Сегодня мы видим, что его слова не расходятся с делом. Начал с наведения порядка в приватизации жизненно важных для области предприятий и объектов. В трудной борьбе удалось вернуть региону Пензенское объединение автовокзалов. Нелегко было снизить тарифы на проезд в общественном транспорте, разобраться с руководством агропромышленного холдинга, в котором только земельных угодий 150 тысяч гектаров. А также — тепличный комбинат, розарии в Мокшане, Нижнем Ломове, Иссе. В эти розарии вложены миллиарды бюджетных денег.

Стало гораздо продуктивней взаимодействие с силовиками. Теперь никто не звонит, не вызывает в Дом правительства, не давит на следствие. Что греха таить: приходилось не раз слышать от людей в погонах сетования подобного рода.

Осенью прошлого года стало известно о возбуждении двух резонансных уголовных дел. Одно — по хищениям десятков миллионов федеральных денег на строительстве областного перинатального центра, и другое — по масштабным махинациям на возведении социального жилья. По информации из Следственного комитета, в первом случае доказано хищение 95 миллионов рублей. А во втором: ищут четыре многоквартирных дома. За освоенные десятки миллионов на их строительстве отчитались, а домов нет.

Осваивать бюджетные миллиарды — это вам не скрепки тырить. Как ни печально об этом говорить, но главными фигурантами обоих громких дел, а также интересантами вышеназванных автовокзалов, розариев, земельных угодий  и много чего еще являются ближайшие подручные бывшего губернатора. Члены одной большой и дружной семьи. Которая на протяжении многих лет успешно овладевала целыми отраслями областной экономики.

Вот некоторые заголовки областной и федеральной прессы в этом году. «За девять месяцев в Пензенской области выявлены около 3 тысяч фактов коррупции». «В Пензенской области уволили несколько глав районов из-за взяток». «Коррумпированный замглавы Додонов отправился на нары». «Приставы сдали ФСБ одну из своих». «20 чиновников мэрии привлечены к ответственности по результатам прокурорской проверки». «Глава администрации лишилась должности после обвинения в коррупции». «Госинспектор Ростехнадзора по Пензе, Мордовии и Ульяновску попался на взятке в 200 тысяч рублей». «В Пензе экс-директор «Вымпелкома скупал недвижимость за взятки».

По одним лишь заголовкам можно судить о том, что в Пензенской области реальная борьба с коррупцией наконец-то началась.

В ней не может быть компромиссов и полутонов. Тут должно быть все однозначно: брать взятки, мошенничать, это значит переходить красную черту. За чертой — тюрьма, позор, забвение.

Автор: Александр КИСЛОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное