Сначала проверяй,потом плати

Сначала проверяй,потом плати

«Земляки» с помощью специалистов облжилинспекции разбирались, на что следует обращать внимание в квитанциях за услуги ЖКХ, чтобы быть уверенным, что вас не обманывают

Как часто, получив платежку за «коммуналку», мы смотрим лишь в одну строчку – «Итого». И покорно раскрываем кошелек, опасаясь отключения света или воды, а то и начисления пени. Но лучше все же быть уверенным, что не переплачиваешь. Давайте разбираться по каждой строке.

«Фамилия, имя, отчество» и «Адрес». Ошибки в этой графе управляющую компанию не обогатят, но могут повлечь проблемы для плательщиков. Ведь лицевой счет заводится на конкретного собственника, проживающего по конкретному адресу (или одного из собственников). Грустный пример, но, допустим, прежний владелец квартиры скончался и наследникам придется тратить время, нервы и, возможно, деньги, чтобы доказать, что именно проживавший в квартире оплачивал счета и за ним не числится долг. Аналогичное может случиться также и при смене собственников.

«Общая площадь». Метраж квартиры должен соответствовать данным свидетельства о регистрации права собственности. Если там указаны 50 квадратов, за 50 кв. м и платите.

Важно также знать: если при перепланировке метраж изменился, нужно внести изменения и в техпаспорт, и в квитанцию. Ведь метраж фигурирует при начислении платы за несколько услуг: отопление, содержание и ремонт жилья или содержание общего имущества в МКД (в том числе обслуживание лифтового оборудования), общедомовые нужды.

«Количество зарегистрированных». Проверяйте, не приписаны ли вам лишние жильцы, иначе стоимость всех услуг, которые рассчитываются по числу проживающих, вырастет в геометрической прогрессии. Это касается, например, платы за газ (если не установлен счетчик и плата производится по нормативу).

«Перечень услуг». Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290. В него входят: вывоз мусора, уборка подъездов, обслуживание лифта, аварийно-диспетчер­ское обслуживание и др. Эти работы и услуги выставляются жителям в платежном документе по строке «Содержание и ремонт жилья» и могут быть расписаны по пунктам. Главное, чтобы общим собранием собственников помещений в МКД (либо общим собранием членов ТСЖ, ЖСК) был утвержден общий итоговый размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

«Общедомовые нужды». Это плата за свет и воду, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД. Например, за лампочку в подъезде или за тепловую энергию, циркулирующую в батареях, расположенных в подъезде (при наличии индивидуальных и коллективного приборов учета тепловой энергии во всех помещениях МКД). Это законно. Суммы зависят от того, сколько ресурса потратил весь дом за месяц (по данным общедомового счетчика) и сколько показали жильцы в своих квитанциях. Например, дом потребил 1000 кубометров воды, а сумма показаний жильцов составила 800 кубометров. Значит, 200 кубов «раскидают» по всем жилым и нежилым помещениям в МКД согласно занимаемой площади.

«Общее имущество». Это установленный размер платы за содержание и ремонт общего имущества (или жилищные услуги), помноженный на общую площадь квартиры, а значит, цифра в этой графе из месяца в месяц меняться не должна. Только если размер платы не повысят, что вправе сделать лишь общее собрание собственников помещений либо членов ТСЖ, ЖСК. Повысили плату без вашего ведома? Требуйте протокол собрания в управляющей компании или правлении ТСЖ. В одностороннем порядке они повышать размер платы за жилищные услуги не вправе.
«Отопление». Плата рассчитывается пропорционально метражу помещения и зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета (ОПУ).

Там, где он есть, расчет делается по формуле № 3 Приложения 2 к Правилам № 354 (ее можно найти в Интернете или поинтересоваться в бухгалтерии вашей УК). При этом нужно знать объем потребления тепловой энергии вашим домом — он должен быть указан в квитанции. УК обязаны вести журнал учета, и ресурсные организации, а также старшие по домам и собственники могут потребовать его предъявить.

Если ОПУ нет из-за отсутствия технической возможности его установки, жители платят за отопление по нормативу без применения повышающего коэффициента и плата меняться не должна.
Если ОПУ нет, но есть техническая возможность его установки, жители платят по нормативу с применением повышающего коэффициента. С 1 июля он возрастет до 1,5, а с 1 января 2017 года — до 1,6.

Важный момент: можно ли плату за отопление на общедомовые нужды брать с жильцов? Жилинспекция отвечает так: только если 100% помещений в многоквартирном доме оборудованы счетчиками и они надлежащим образом введены в эксплуатацию, а также есть общедомовой прибор учета потребления тепла.

«Холодная вода». Количество кубометров потребляемой воды умножается на тариф. Главное — точно списывать показания квартирных счетчиков и платить в срок. Первое важно, так как сэкономить, занизив потребление, вряд ли получится – все, что «вылил» дом, все равно распределят между владельцами всех помещений. Второе имеет значение, так как просрочка или неполная оплата расценивается как задолженность и вам могут начислить затем повышенную плату за холодную воду по среднемесячному потреблению за последние полгода. Правда, если в следующем месяце своевременно представите показания и долг погасите, начисление будет проведено по показаниям вашего ИПУ и в графе «перерасчет» вы увидите цифру со знаком «минус».

Важный момент: распределяемый между потребителями объем ресурса на общедомовые нужды не может превышать объема, рассчитанного исходя из установленных нормативов потребления. Исключение — случай, когда общим собранием собственников принято решение о распределении всего объема либо исполнителем является ресурсоснабжающая организация.
«Электроэнергия». Принцип расчета платежа такой же, как и за холодное водоснабжение.

«Горячая вода». С недавнего времени тариф стал двухкомпонентным. Первый компонент — холодная вода (нагретая до горячей), объем ее потребления вы сами списываете с квартирного счетчика горячего водоснабжения. Второй — количество тепла, требуемое для нагрева воды до нормативной температуры.  Он определяется исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Плата за ГВС на общедомовые нужды также разделяется на два компонента, поэтому в квитанции должны расписывать четыре строки за горячую воду.

Если вы не согласны с начислением платы и у вас есть конкретные факты нарушений, лучше обращаться в организацию, ведущую начисления: управляющую организацию или правление ТСЖ.
Если понимания достигнуть не удалось, жалуйтесь в областную жилинспекцию на ул. Некрасова, 24. Телефон 94-13-91.

Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное