Трагедии пензенских семей, попавших под молох сталинских репрессий
Эти истории рассказали их потомки — школьники из Городищенского, Колышлейского и Бессоновского районов
Раз в год пензяки собираются возле памятника «Покаяние», чтобы отдать дань памяти репрессированным землякам. Одно перечисление их имен занимает три часа, а ведь за каждым — судьба...
Недавно завершился региональный конкурс исторических работ «Памяти земляков наших», который проводило местное отделение общества «Мемориал».
В этом конкурсе приняли участие 79 старшеклассников из Пензы и сельских районов. Молодые люди в своих исследованиях открывали неизвестные страницы из биографий своих родных, знакомых, односельчан в XX веке.
Среди работ особняком стоят рассказы о людях, попавших под молох сталинских репрессий. Мы представляем на суд читателей три невыдуманные трагические истории наших земляков.
Эшелоны в никуда
30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».
Согласно разнарядке, на Средней Волге (именно в эти округа входили населенные пункты современной Пензенской области) должно быть 14 тыс. кулаков, а на Нижней Волге — 18 тыс.
26 февраля 1930 года на станцию Бакарица под Архангельском прибыли составы с раскулаченными: эшелон № 501 из Кузнецкого округа СВК (ныне Кузнецкий район Пензенской области) доставил 1375 человек — мужчин, женщин, детей.
Спустя несколько лет в таком же эшелоне уезжала в ссылку семья Дмитричевых из села Телегино ныне Колышлейского района: Михаил, Анна и пятеро детей. Их раскулачили в 1933-м.
Семью отправили на Беломорканал, поселили в штрафном бараке, причем детей отдельно от родителей. Михаил и Анна работали на лесоповале. Их дневной рацион порой состоял из 200 граммов хлеба и грибной похлебки.
Зимой 1942-го Михаил Дмитричев умер от истощения. Сыновей призвали на фронт. Старший сын погиб, средний вернулся с войны инвалидом. Младшие дети были вынуждены просить милостыню в окрестных селах. Сын Василий по совету коменданта барака бежал из ссылки и этим спас свою жизнь. Пензенские родственники отреклись от него, он долго не мог найти работу.
Позже вернулась из ссылки и Анна с младшими детьми. После лишений и унижений их жизнь начала налаживаться. Но какой ценой! Пришлось долгие годы скрывать свое прошлое, вплоть до самой реабилитации в конце 1980-х.
Василий Михайлович Дмитричев сейчас живет в селе Покрово-Березовка Пензенского района. Он давно на пенсии, удостоен звания «Ветеран труда». Трагическую историю их семьи и других раскулаченных он рассказал своему правнуку — девятикласснику Олегу Кондратьеву.
Чемодановские кулаки
Беспоместные дворяне, т.е. лица дворянского происхождения, не имевшие поземельной собственности, — так до Октябрьского переворота 1917 года называли семейство Мартыновых из Чемодановки (ныне Бессоновский район). У них было небольшое, но крепкое хозяйство: шесть овец, три коровы, два теленка, пара лошадей и около пяти десятин земли.
Кроме того, Мартыновы держали собственную валяльню, на работу в которой нанимали односельчан. За что глава семейства Дмитрий Мартынов и его сын Сергей и были лишены в 1918 году избирательных прав.
В период расцвета НЭПа сельский предприниматель вздохнул чуть свободнее, расширил и укрепил производство валенок.
В годы коллективизации в Чемодановке был организован промколхоз «Парижская коммуна», куда Мартыновы, как и все работящие крепкие хозяйственники, отказались вступать и были раскулачены. В 1931 году у них отобрали все имущество, выселили из дома.
Семью выслали в Северный Казахстан, в город Акмолинск (ныне столица Казахстана Астана).
Из воспоминаний дочери Сергея Мартынова Татьяны:
«Нас поселили в один из огромных бараков, в которых ютились сразу несколько десятков семей. Спать было негде. Тогда отец обменял что-то на старые, полугнилые доски и сделал из них полати. Кругом степь, леса не было. Помню, как мы с мамой ходили и собирали сухой верблюжий помет, который поджигали и пекли на нем лепешки. Мама заставляла меня есть плоды шиповника, благо его было вдоволь, и только спустя много лет я поняла, зачем она это делала: начали свирепствовать цинга и брюшной тиф».
Через год Сергей Мартынов скончался от брюшного тифа.
Из воспоминаний дочери Сергея Мартынова Елены:
«Тело отца завернули в тряпье и положили в неглубокую могилку. Людей умирало столько, что не успевали хоронить. Копать глубокие могилы голодные люди уже не могли, не было сил. Падали на ходу. Нас окружали живые трупы».
Вскоре власть разрешила детям вернуться домой. Полину, Елену и Татьяну забрала в Пензу родная сестра их матери Мария. А вскоре самой Евдокии Мартыновой чудом удалось бежать из ссылки.
Но и на родине несчастным женщинам пришлось несладко. Девочек отказывались принимать в школу, из-за чего Полина так и осталась неграмотной. С дочерьми раскулаченных отказывались играть дети на улице. С их мамой Евдокией никто не здоровался, ее никуда не принимали на работу. Она написала заявление, в котором просила восстановить в правах, так как «совершила ошибку, поддавшись влиянию мужа».
В 1935-м члены семьи были приняты в колхоз. Но это, как говорится, совсем другая история…
Отец Иоанн
Последним священником храма преподобного Сергия Радонежского в селе Шнаево Городищенского района был отец Иоанн Фриновский.
Потомственный священнослужитель имел большую дружную семью. У них с матушкой Александрой было три сына и пятеро дочерей. Все дети получили духовное образование.
Революция 1917 года перемолола в своих кровавых жерновах их жизни. От тяжелой болезни умерла матушка Александра, а через год отца Иоанна впервые арестовали, но вскоре отпустили.
И на ближайшие двадцать лет жизнь батюшки превратилась в нескончаемую череду арестов, лагерей и ссылок только потому, что отец Иоанн Фриновский был незыблем в вере в Бога и всегда помнил о своем пастырском долге.
13 марта 1938 года его расстреляли в пензенской тюрьме. Где находится могила – неизвестно. Потомки узнали о судьбе отца Иоанна только в
2005 году.
От храма Сергия Радонежского остались лишь мощные кирпичные стены.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Губернатор рассказал о необходимости ремонта в каменском техникуме
Старые окна в ужасном состоянии, тепло не держатБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России