Никита Михалков — о фильме «Экипаж», лайках и жестокой правде

Никита Михалков — о фильме «Экипаж», лайках и жестокой правде

В Большом зале ПГУ не хватило мест всем желающим увидеть и услышать знаменитого гостя

Никита Сергеевич больше двух часов отвечал на вопросы пензенцев: о состоянии современного кино, о российской образовательной политике и своем отношении к соцсетям, о милосердии.

Разговор получился очень живым и искренним. Сегодня мы публикуем самые интересные  моменты

Хотим узнавать, но не знать

— Вы знаете, что Джобс запрещал своим детям сидеть в Интернете больше часа в день? Потому что он понимал, что это за сила. Возможность получить информацию в течение пары секунд дает человеку право ничего не запоминать. Если тебя спрашивают, кто написал «Войну и мир», ты загуглил, получил ответ и забыл. Нет потребности что-то знать и воспользоваться этим знанием.
Пусть у человека есть три айфона, айпад, пятнадцать кредитных карт, достаток… Но если он окажется где-нибудь в монгольской степи, например там, где я снимал картину «Урга», и отстанет от автобуса с туристами — он превратится в ничто: никуда не сможет позвонить и не вставит кредитную карту ни в какой банкомат. И тогда полуграмотный монгольский пастух станет для него Господом Богом.

В современном мире идет девальвация слова «воспитание». Большинство людей надеются на то, что ответы на все вопросы им даст Гугл. Но представьте гипотетическую ситуацию, что через Гугл этот ответ даст дьявол. И что? Другой альтернативы нет, и люди примут эту точку зрения за чистую монету. Вы думаете, это выдумка и такого не может быть?

Знаете, как работают так называемые «окна Овертона»? Это теория, описывающая границы идей, которые может принять общество. То, о чем когда-то помыслить было невозможно, постепенно становится обсуждаемым, допустимым, а потом обязательным.

Например, однополые браки. Еще десять лет назад это было что-то из ряда фантастики, но сегодня Европа предает свои идеалы, позволяет и допускает церковно освящать однополый брак. Это движение к Антихристу, к постепенному истреблению человечества.

Не воспитание, а диверсия

— Если у нас 30 разных учебников истории и в соседних школах ее преподают по-разному, через какое-то время может случиться гражданская война. Говорю серьезно.

Я был в ужасе, когда побывал в Екатеринбургском Ельцин-центре. Детям показывают 10-минутный мультфильм про историю страны. Там, например, вообще ничего нет про Александра III, потому что про него нечего сказать плохого. Зато показывается вся мерзость — кровь, рабство, обман, унижение человеческого достоинства. И все это попадает в неокрепшее сознание. А потом на экране возникает Ельцин. Вывод: с него и начинается настоя­щая история России.

Я убежден: такое «воспитание» — это преступление, диверсия. Потому что через десять лет вырастут люди, у которых не будет понимания, что они — часть великой страны.

Мы «пропустили» трагедию на Украине: там 23 года каждую минуту шла идеологическая работа. Что мы сейчас имеем? Подросшее поколение, которое никогда не повернется лицом к России. Эти люди убеждены, что Бандера — герой. Причем их нельзя винить, потому что они так воспитаны.

Поэтому я и бью тревогу: дети, которые сегодня воспитываются Ельцин-центром, спокойно скажут через десять лет: «Мы хотим отделиться». У меня нет универсальных рецептов, что со всем этим делать. Но я поставил своей целью показать другим: смотрите, что происходит.

Я говорил об этом с президентом несколько дней назад. Он сказал:  «Надо разобраться». Из его уст это звучит серьезно.

Правда, но какая и зачем

— В последние десять лет люди перестали ходить в кино на русские фильмы: им отвратительно смотреть на «себя» — в пьяном угаре, блевотине, с осколком бутылки в голове, с ментами, погонями и т.д. И чем больше было отвращения у зрителя, тем большим успехом пользовались эти фильмы на больших фестивалях, в том числе европейских. Не просто так.

Нам говорят: «Это правда». Правду на самом деле нужно говорить, даже самую жестокую. Но при этом четко понимать, ради чего ты это делаешь: хочешь помочь людям выйти из положения, в которое они попали, или опустить их еще ниже.

Что такое картины «Легенда № 17» и «Экипаж»? Это фильмы нашей студии («Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова». — Авт.), и я ими горжусь. Конечно, не шедевры вроде «Летят журавли», но профессиональные ленты, где ты сопереживаешь героям, где они совершают поступки. Люди хотят смотреть такое кино. И для меня это показатель качества.

Я как-то услышал: настоящее искусство – то, что хочется увидеть, услышать или прочесть еще раз. Да, кто-то будет читать еще раз «Одесские анекдоты», а кто-то нет.

В какой-то момент российский кинематограф опустился до самого дна. Я надеюсь, что теперь только один путь — наверх.

О лайках и душевной глухоте

— Социальные сети — колоссальная сила. Обмен информацией с такой скоростью — огромная возможность. Вопрос в том, как и зачем ее использовать. Сегодня в кафе или общественном транспорте люди смотрят не в глаза друг другу, а в свои гаджеты. Это пугающая тенденция.

Или ситуация, когда девочка готова покончить с собой, потому что ее фото не набрало 100 лайков… Это реальная история, мне написала мама такой девочки. Рассказала о том, что дочь была на грани нервного срыва до тех пор, пока тетя не «набила» нужное количество лайков.

Зацикленность людей на себе просто зашкаливает. Выкладывают в соцсетях снимки: я и Эйфелева башня, я и пирамида Хеопса, я и статуя Христа Спасителя… И человек перестает видеть свою значимость, если его посты не оценены «по достоинству».

Другая сторона проблемы — наша глухота к чужой боли. Посмотрите, какое количество людей убивают на экране — и нам никого не жалко. А Достоевский посвятил 500 страниц гениального романа: что происходит с человеком, который стукнул топором никчемную бабушку-процентщицу. Раскольников переступает через понятие греха и стыда, рассуждая: «Мне нужны эти деньги, а ей на что?».

Когда я увидел по телевидению, как самолеты врезаются в башни-близнецы, был убежден, что это какой-то фильм. Потом увидел значок «Live» и с ужасом осознал: нет, правда. Нас приучили к постоянной катастрофе на экране. К тому, что все время есть силы, которые над тобой довлеют. И мы постепенно теряем уважение и к жизни, и к смерти.

Мой двоюродный дед Кончаловский однажды сказал потрясающую фразу: в государстве, где утрачено понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием. Задумайтесь об этой перспективе. Поэтому я с уважением отношусь к соцсетям, но вижу в них опасность. И хочу, чтобы эту опасность видели и другие.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное