К губернатору идут за правдой и помощью

К губернатору идут за правдой и помощью

В последнее время в СМИ все чаще появляется термин «социальное самочувствие граждан». Что он означает?

Журналисты апеллируют к этому понятию как к обобщенной характеристике личного восприятия людьми социально-экономической ситуации в регионе и тому, как эта ситуация влияет на их удовлетворенность жизнью. Примером для иллюстрации проявлений социального самочувствия может служить прямая линия президента России Владимира Путина.

Жалобы как социальный барометр

Ощущения удовлетворенности либо неудовлетворенности жизнью в родном городе или селе определяются через такие критерии, как качество услуг ЖКХ, доступность медицинских услуг, состояние дорог, уровень благоустройства дворов и улиц, возможность купить жилье, работа общественного транспорта, наличие рабочих мест, организация мест досуга и многие другие элементы социальной инфраструктуры.

Одним из индикаторов социальной неустроенности являются жалобы населения. Как больной жалуется врачу на плохое самочувствие, так и люди обращаются в органы власти, чтобы рассказать о болезненных проблемах и получить помощь.

Сравнение чиновника с лекарем, безусловно, правомерно хотя бы потому, что и результат обращения зачастую зависит от того, к какому специалисту вы попадете – отзывчивому или бездушному, профессионалу или дилетанту. Заставит ли он своего «пациента» искать правду дальше или решит проблему «здесь и сейчас».

За первый квартал 2016 года в адрес губернатора и правительства Пензенской области пришло более четырех тысяч сигналов о проблемах. Это, конечно, несравнимо с тремя миллионами обращений, поступивших Президенту страны во время прямой линии, но эти цифры, если их проанализировать, прекрасно демонстрируют, в каком районе или городе руководство должно пересмотреть свои взаимоотношения с людьми либо уйти.

Как последняя инстанция

Во время недавнего приема граждан в приемной президента России Владимира Путина Иван Белозерцев выслушал главу многодетной семьи из Шемышейки. Отец семейства, у которого к тому же на иждивении находится ребенок-инвалид, поведал о мытарствах по судам с целью доказать, что его дом находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания.

Ввиду того, что мужчина так и не нашел понимания у местных чиновников, пришлось записаться на прием к губернатору. Формальное отношение к обращениям граждан возмутило главу региона, и он не смог сдержать эмоций.

— Власть должна принимать боль людей на себя и, если не может помочь, объяснять причины отказа, а не гонять по судам! — сказал он, обращаясь к главе администрации района.
Вслед за многодетным отцом в приемную вошла группа инициативных граждан из Шемышейского района, у которых также было много претензий к власти. Люди приводили конкретные примеры.

Губернатор предложил главе администрации Шемышейского района сложить полномочия. На следующий день на сессии Собрания представителей было рассмотрено и удовлетворено заявление главы администрации об освобождении от замещаемой должности.

Доверяй, но проверяй

Иван Белозерцев всегда тщательно проверяет услышанное и прочитанное. Для губернатора не секрет, что зачастую причины возникновения проблем люди видят только в низком качестве управления. Это не совсем так, и у добросовестных руководителей всегда есть недоброжелатели, которые могут «организовать» критику, в том числе и через СМИ. К тому же известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Подводя итоги первого квартала текущего года, губернатор с упреком отметил, что количество обращений граждан в областные министерства и ведомства и к нему лично выросло. А это свидетельствует о том, что не всегда власти на местах вовремя реагируют на жалобы и решают проблемы жителей.

— Мы должны как можно больше работать с людьми, встречаясь с ними на собраниях в трудовых коллективах, на сходах, — говорил Иван Белозерцев на видеоконференции, состоявшейся в середине апреля. — Мы должны реагировать на критику, обращать внимание на публикации в СМИ и жалобы, приходящие непосредственно в местные органы власти. Количество обращений и качество их рассмотрения — показатель эффективности работы местной власти.

Более половины проблем, о которых заявляют люди, решается очень просто и не требует значительных финансовых затрат (например, заменить лампу в фонаре, засыпать щебнем яму на дороге). Но многие служащие посылают в ответ отписки, заставляя граждан идти дальше в поисках решения проблем.

Только в рамках закона

Губернатор отметил, что наибольшее количество вопросов, поступивших в правительство Пензенской области, касается проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве.

— За первый квартал поступило 1340 обращений граждан. И в 90 процентах случаев люди правы, — констатировал губернатор.

Он привел примеры из своего опыта, когда, будучи главой Пензы, поднимался на крыши и спускался в подвалы вместе с жителями, чтобы лично убедиться в наличии проблемы и предложить возможное решение.

— Если проблема сложная, требующая времени и больших средств, нужно объяснять это людям, — призывает глава региона.

Однако напоминает:

— Надо делать все по закону.

Эта фраза не оставляет шансов тем, кто пришел на прием, чтобы с помощью высшего должностного лица получить то, что хочется, вне зависимости от того, имеет ли на это право и законен ли такой путь.

Выслушать и понять

Иван Белозерцев выслушивает каждого и отвечает каждому, для него нет мелких или неважных тем. Как пример — история женщины, оказавшейся в кредитной кабале у микрофинансовой организации. Губернатор принял близко к сердцу боль человека, у которого не осталось никакой надежды на благополучный исход. Дальше — хоть в петлю. И это не аллегория, а реальная ситуация, когда человека буквально доводят если не до самоубийства, то до инфарк­та точно. И не важно, как кредит в несколько тысяч рублей, взятый в микрофинансовой организации, мог обернуться выселением из дома и продажей через аффилированное агентство недвижимости.

Вмешательство Белозерцева предотвратило трагедию, и пострадавшая ответила благодарностью. Вот лишь несколько слов из ее письма: «Уважаемый Иван Александрович! От всей души желаю Вам добра, мира, здоровья, оставаться таким же умным, добросовестным, отзывчивым к проблемам пензенцев, быть просто человеком и замечательным губернатором. Большое Вам человеческое спасибо!».

После вмешательства Белозерцева с улиц Пензы стали стремительно исчезать киоски многих микрофинансовых организаций, грабивших людей неслыханными ростовщическими процентами.

Держать руку на пульсе

Губернатор не устает повторять:

— Органы власти должны постоянно держать руку на пульсе и анализировать социальное самочувствие людей, чтобы своевременно реагировать на их проблемы. Реакция ответственных лиц на жалобы жителей должна быть мгновенной.

Анализ обращений в правительство области показал, что большинство проблем могли быть решены на местном уровне, однако равнодушие чиновников подвигло людей обратиться напрямую к губернатору. Это говорит о недоверии к местным руководителям. Чтобы заслужить его, необходимо разговаривать с людьми:

— Чтобы заслужить доверие людей, необходимо с ними разговаривать. Многие сложные и комплексные задачи без открытого диалога с обществом  решить вообще невозможно.

Автор: Игорь ПЕТРОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное