Координатор пензенской «Академии» Дарья Тришина и ее чувство буквы
Она читала книги о богатых и знаменитых, а потом открыла для себя прозу Корнея Чуковского
Дарья Тришина — координатор интеллектуального парка «Академия», уникального проекта, возникшего в Пензе три года назад. Еженедельно в «Академии» читают бесплатные лекции, проводят диспуты и творческие встречи. Заседания парка всегда собирают большую аудиторию, которая вправе причислить себя к интеллектуальной элите города.
— Даша, спрошу прямо: что ты сейчас читаешь?
— В основном книги, связанные с воспитанием детей. Психологические, образовательные. Литературу с пользой, я бы сказала.
Мои книжные предпочтения изменились два с половиной года назад, благодаря появлению на свет дочки Ани.
Раньше я увлекалась серьезной, даже солидной бизнес-литературой. Нравилось читать о людях, добившихся в жизни определенных высот. Меня это отлично мотивировало к работе. Особенно интересны были авторские истории успеха. Это другой образ мышления, отсутствие стереотипного поведения.
Не скрою, что на выбор книг в тот период повлияла работа — я была редактором «Бизнес-журнала». Встречалась и общалась с пензенскими предпринимателями. Многие книги были рекомендованы к прочтению именно моими интервьюерами.
И даже когда я брала в руки, казалось бы, чисто художественную, развлекательную книгу, то больше других меня цепляли персонажи, которые добились своих целей.
— И тут родилась Аня…
— Да. И я открыла для себя пласт совсем другой литературы. Я была удивлена, обескуражена, что, оказывается, есть еще и такие книги.
К счастью, выяснилось, что мои взгляды на воспитание ребенка со многими авторами совпадают. По-другому стала понимать малые формы литературы.
Помню, в первые месяцы жизни со своим маленьким чудом у меня в голове постоянно крутилось четверостишье Сергея Есенина:
«Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет».
Представляешь, эти стихи Есенин написал в 15 лет! Как человек в таком юном возрасте смог создать этот образ? Я повторяла это четверостишье и не могла не плакать. Поэт — гений!
Наверное, все знают книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти». Автор детально описывает, как меняется речь ребенка. Объясняет, что каждое «неправильное» слово, произнесенное малышом — это не ошибка. А проба, постижение языка, составление новых конструкций по правилам, которые ребенок, конечно, сформулировать не может, но он их уловил.
Всем, у кого прибавление в семействе или оно на подходе, рекомендую книгу польского педагога и врача Януша Корчака «Как любить ребенка». Она о том, как понимать, направлять своего сына или дочку, а не портить чрезмерной опекой. Удивительно, что автор-мужчина смотрит на ребенка материнским взглядом.
Вероятно, мой запрос на чтение книг о родительстве и воспитании вызван ощущением собственных пробелов в воспитании. Может, книги помогут мне их восполнить?
— А менее «профессиональную» литературу ты уже не читаешь?
— Читаю, но больше урывками, чтобы быть в курсе.
Могу отметить романы Захара Прилепина «Грех», «Паталогии», «Санькя». Автор, безусловно, мастер слова, в сюжет произведения втягиваешься, за героев переживаешь. Но эти книги быстро отпускают, не цепляют. По крайней мере, меня. Наверное, с моей жизнью мало связи.
А вот улов с третьей Пензенской книжной ярмарки — роман «Белое на черном» Рубена Гальего — вспоминаю часто. Повесть, как известно, рассказывает о жизни инвалидов в детских домах и домах престарелых Советского Союза. Думаю, что Рубену Гальего, который жил когда-то в Нижнеломовском детском доме-интернате для детей с физическими недостатками, было бы интересно узнать, что сегодня в Пензе для воспитанников интерната созданы реабилитационные центры «Квартал Луи» и «Дом Вероники». За что спасибо многим людям, в первую очередь председателю общественной организации «Благовест» Марии Львовой-Беловой.
А вообще, знаешь, неправильно говорить о главных книгах в моей жизни.
Уверена, что главные книги еще впереди. Наверное, пришла пора и классику перечитать. Взглянуть на Толстого, Чехова и Достоевского глазами не школьницы, а человека с определенным жизненным опытом.
10 книг Дарьи тришиной
1. Альберт Иванов, «Сказка о Хоме и Суслике».
В 6-летнем возрасте мы с сестрой-близняшкой были в санатории. Все дети оказались старше нас и умели читать. А мы только буквы знали, за что нас дразнили малявками. Устав от притеснений, я взяла «Суслика» и самостоятельно освоила чтение.
2. Александр Беляев, «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».
Практически вслед за «Сусликом» прочитала Беляева. Просто потому, что все «толстые» книги в нашем доме были для взрослых, а «тонкие», которые для детей, мне уже читали. На удивление, я все отлично поняла.
3. Джеймс Фенимор Купер, книги из индейской серии про охотника Натти Бампо.
Другой мир, другой образ жизни. Плюс — замечательное описание природы.
4. Павел Мельников-Печерский, дилогия «В лесах» и «На горах».
Моя прабабушка была из старообрядцев, а в этой книге детально описан быт нижегородских купцов-старообрядцев. Крепкие духом люди, люди слова. Великолепные описания постного монастырского стола.
5. Михаил Шолохов, «Тихий Дон».
Яркие и сильные характеры героев.
6. Патрик Зюскинд, «Парфюмер».
Во время чтения этой книги у меня удивительно обострилось чувство обоняния.
7. Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи».
Многие говорят, что это низкопробная литература. Меня впечатлило, как автор, благодаря ненависти и даже агрессии к социалистическому строю, смогла воспеть идеальный капитализм. Возможно, это идиллия, сказка про «людей со взором горящим».
8. Жан Ледлофф, «Как вырастить ребенка счастливым».
Книга о жизни детей в племенах Южной Америки. Дети, которые не впадают в истерики, дети, которые катаются на лошади, играют с опасными предметами и не калечат себя. Одна из первых книг, которые я прочитала, став мамой.
9. Валерий Панюшкин, «Отцы».
Проникновенная и очень добрая книга. Книга-письмо, которое пишет отец своей взрослой дочери. Я восхищаюсь умением Панюшкина писать на темы благотворительности. Люблю его как писателя, публициста, журналиста.
10. Питер Хёг, «Смилла и ее чувство снега».
Это своего рода детектив, главная героиня которого — женщина-эскимоска. Она в особых отношениях со снегом. Мне близка эта тема. Мне кажется, меня со снегом тоже что-то роднит, хоть я и не знаю сотни его состояний.
«10 книг» другие героев «Пензенской правды» читайте здесь.
Автор: Влад БЕЛЯКОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Где отметить Рождество в Пензе 2025: программа праздничных мероприятий 6 и 7 января, расписание служб в храмах
Публикуем самую интересную афишуПензенская область вошла в число лидеров ПФО по реализации проекта «Герои Отечества»
При оценке результатов учитывались несколько ключевых показателейСбер: число мошеннических схем с участием «черных брокеров» удвоилось в 2024 году
Также наблюдался двукратный рост кредитных мошеннических схем