Трудности, с которыми приходится сталкиваться пензенским коммунальщикам

Трудности, с которыми приходится сталкиваться пензенским коммунальщикам

Журналист «Пензенской правды» подежурил с сотрудниками аварийно-диспетчерской службы

По старой памяти

Трубу прорвало, проводка искрит, канализация забилась. Куда мы звоним в таком случае? Конечно, в аварийную службу! Правда, многие даже не знают, что у каждого участка теперь своя аварийка (ее номер напечатан в квитанции за оплату ЖКХ). Но по старой памяти большинство набирают «05» – номер городской службы, думая, что она обслуживает весь город.

На сегодняшний день городская аварийно-ремонтная служба отвечает примерно за 2500 многоквартирных домов, с которыми заключен договор.  Сложность в том, что здания разбросаны по всему городу — Ахуны, ул. Бийская (район Бригадирского моста), Шуист, Север, Терновка, ГПЗ-24, Военный городок, поселки Заря и Монтажный...

Дежурят на аварийке посменно. Ежедневно на смену заступают девять человек: две бригады слесарей-сантехников (по два мастера плюс водитель в каждой), два электрика, да еще диспетчер.

За сутки обычно поступает 10–15 вызовов. В дни пуска отопления их может быть до 100 — трубы не выдерживают напора горячей воды, лопаются. В эту пору дежурят и по две смены одновременно. Тем не менее бывает, что все бригады на выезде, а тут — заявка на другом краю Пензы. Горожане нервничают, ругаются.

Работа нервная

— Засор канализации. Человек звонит нам. Отключили холодную воду. Человек звонит к нам. Не работает отопление. Человек звонит к нам, — перечисляет главный инженер предприятия Александр Лукошков. — Многие сразу начинают ругаться. Потом выясняется: люди, к примеру, не увидели на двери объявления о плановых работах на водопроводе, которыми занимается горводоканал.

Общение с рассерженными горожанами ложится на плечи диспетчера. Причем на хрупкие плечи – с таким стрессом справится только женщина.

Инженер отметил, что за время его работы лишь пару раз мужчины пытались обрабатывать заявки, но довольно быстро увольнялись — не выдерживали морального натиска:
— Я сам зимой одно дежурство вынужденно сидел на телефоне, так под конец смены был как выжатый лимон!

А вот у Татьяны Мосягиной за годы работы выработался иммунитет к негативу:

— Я понимаю, что за каждым звонком стоит реальный человек, расстроенный какой-то проблемой. Приходится в какой-то степени брать на себя роль психолога. Люди звонят и начинают с того, что их заливает, а закончить могут тем, что пенсия маленькая и ее едва хватает на коммуналку.

Случается, что и до выезда бригады не доходит дело – диспетчер помогает. Например, нет света в квартире — посоветовали звонящему посмотреть щиток на лестничной площадке, а там рубильник «выбило». Проблема устранена.

Но случаи, когда проблемы решаются быстро, можно по пальцам перечесть. Чаще ремонтники трудятся на вызове не один час.

Виновата лень

Причиной большинства аварий становится изношенность коммуникаций. В общедомовом имуществе — латка на латке. Слишком долго бездействовали УК, обслуживающие дома!

— Иногда трубу пальцем продавить можно, — замечают слесари.

Во многих домах проводка тоже устарела — просто не рассчитана на ту нагрузку, которую дает современная техника. Отсюда — замыкания, пожары.

Кстати, электрики часто приходят на помощь огнеборцам: перед тушением необходимо обесточить дом.

Но в выходе из строя канализации обычно виноваты жители.

— Вы не представляете, что только люди не выбрасывают в канализацию! Один раз приехали в многоэтажку, устранили засор: в трубе застрял кусок простыни, — рассказывает Александр Евгеньевич. — Только слесари собрали инструменты, вернулись на базу — вызов из того же дома. Кто-то решил смыть в канализацию вторую часть злосчастной простыни!  Из труб достаем строительный мусор, гнилые овощи...

«Встречают с кулаками»

Вообще, работа у сотрудников аварийки довольно опасная.

— Часто мастеров встречают с кулаками, — говорит Александр Лукошков. — Представьте: ночь, а у жильцов, вызвавших нас, не работает домофон. Ребята просят соседей открыть. А тем не нравится, что их разбудили — сначала обматерят, потом драться лезут!

Были и трагические случаи. Однажды мастера «варили» газопровод в подвале, используя спецмаски. Запасы кислорода начали подходить к концу. Один из работников отправился за «дозаправкой», а когда вернулся, обнаружил коллегу мертвым — от нехватки кислорода остановилось сердце…

Снял штаны — и пошел

Состояние подвалов многих домов плачевное.

— Организации, обслуживающие дома, за оборудованием почти не следят — краны в подвалах, отвечающие за перекрытие воды или подачу кипятка в батареи отопления, часто либо протекают, либо проржавели настолько, что «прикипели» намертво, не переключаются, — рассказывает о своих трудовых буднях слесарь-сантехник Анатолий Симонов. — Да и сами подвалы… В каждом втором — воды по колено или по пояс. Снимаешь штаны, надеваешь резиновые сапоги — и пошел… Конечно, у нас есть специальный автомобиль с помпой, откачивающей воду, но ведь на это требуется время, а людей затапливает!

Наш разговор прерывается. Поступил вызов от жителей Монтажного. Мы с фотографом едем вместе с бригадой.

Вездесущая ржавчина

Нам не повезло: на часах около шести вечера, пятница — на дорогах пробки. Пропускать машину аварийки водители и не думают. По словам водителя Александра Киреева, даже включение специальных желтых маячков не помогает.

— Спасает то, что работаем все по много лет — уже знаем, где какой дом находится, какой дорогой быстрее проехать к нему, — констатирует Александр.

Анатолий Симонов уже по пути вводит нас в курс дела:

— Сказали, что течет труба на кухне. А как течет, в каком месте? Неизвестно. Одна бабуля вот недавно позвонила в два часа ночи, кричала в трубку, что кран сорвало, квартиру затапливает. Приезжаем на место – там кран слегка подтекает, по капельке. Вот с такой-то мелочью, наверное, можно было хотя бы до утра подождать.

Но в нашем случае вызов был оправдан. Хозяин квартиры хотел самостоятельно заменить старую металлическую трубу на полипропиленовую. Стал воду перекрывать, вентиль у себя дома повернул, а он оказался испорчен. Когда срезал старую трубу, вода полилась на пол…

Первым делом нужно было спуститься в подвал и перекрыть стояк. Я приготовился к худшему, но внизу оказалось на удивление сухо.

— Вам повезло, мы тут с месяц назад были, выкачали воду, — улыбаются ремонтники.

Мастера оперативно отыскали нужный вентиль и повернули его. Но не тут-то было! Оказалось, что и этот кран «не держит». Пришлось отключать воду во всем доме. Хорошо еще, что этот ржавый переключатель сработал.

Оплата труда у сотрудников аварийки очень скромная. Просто чудо, что еще находятся энтузиасты, которые спешат на помощь к тем, у кого случилась коммунальная беда.

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное