Продюсер Елена Гликман: «Шнуров проходил кастинг наравне со всеми»
По словам нашей землячки, картина «Слон», в которой сыграл лидер «Ленинграда», была незаслуженно обижена
Член жюри V молодежного фестиваля научно-популярных фильмов «Kinnofest», уроженка Пензы, продюсер Елена Гликман рассказала, как она попала в профессию, почему то или иное «не выстреливает» и как ей работалось с лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым в фильме «Слон».
— Премьера фильма «Коробка», который вы привезли для показа на фестивале, состоится в кинотеатрах страны 7 апреля. Чем вас привлекла тема?
— Фильм о футболе и о проблемах, которые есть в нашей жизни. Он основан на реальных историях. Когда картину смотрели футболисты, причем из разных клубов страны, каждый из них говорил: «У меня была в жизни похожая история». Он очень понравился первым зрителям, после просмотра в Пензе меня поздравляли.
Мы долго думали, как его подавать: как спортивное кино или как историю, затрагивающую важные моменты жизни. Когда его смотришь, оно нравится, но когда говоришь о нем общие фразы — о взрослении, о первой любви, о том, как три дня изменили сознание героев — они не срабатывают. Если говорить только о конфликте вокруг «коробки», это как-то мелковато. Общество сегодня настолько накалено, особенно в мегаполисах, что конфликты могут возникать из-за косого взгляда и потом перерасти в войну.
Так что очень сложно было писать аннотацию к этому фильму — никакая точная фраза не отражает его смысл. А важно написать точно, если вы посылаете картину на фестиваль. Потому что, к примеру, на Берлинском фестивале показывают более 500 фильмов. Человека, который будет все это отсматривать, просто нет, поэтому мы долго мучаемся над написанием аннотации, но, как правило, не получается (ни у кого, кстати) отразить суть фильма.
Интересное кино
— Вы же пришли в кино из журналистики. Почему сменили профессию?
— В какой-то момент мне стало не очень интересно работать в журналистике: я прошла свой путь от курьера в «Молодом ленинце» до главного редактора одного из приложений газеты «СПИД-инфо». И задала себе вопрос: «А что мне интересно?». Я убеждена, профессия должна быть продолжением нашей личности, использовать качества и навыки, которые заложены в нас генетически. Главное — понять, что есть суть твоей личности, и какая профессия может стать твоим продолжением. Я люблю общаться, путешествовать, организовывать процесс и… кино. Поэтому стала продюсером. Кино — такая вещь, из которого невозможно уйти, хотя сложностей много. Даже фестивали, где за красивой картинкой, блеском и мишурой спрятана трудная, эмоциональная, порой выматывающая работа.
Чтобы оставаться в профессии, порой ведешь по две-три картины. Наша студия небольшая, снимаются один-два фильма параллельно, при этом работаешь уже над следующим проектом.
— Можно ли заранее просчитать, пойдут ли люди смотреть фильм?
— Исходя из своего опыта, могу сказать: это непредсказуемо. Можно с большой долей уверенности сказать, что блокбастеры российские и зарубежные будут смотреть: «Титаника» ждал весь мир, как и «Выжившего». Что касается российских картин, то после развала Союза кинотеатры превратились в автосалоны, рынок стал очень неустойчивым. Есть фильмы, которым можно предсказать хорошую судьбу, но, как правило, все в ведении Бога.
Когда мы запускали в прокат «Питер FM», никто не ожидал, что он будет удачным с точки зрения бокс-офиса (кассовых сборов — авт.). Мы, конечно, очень надеялись, но мои партнеры — генеральные продюсеры Игорь Толстунов и Александр Роднянский — не видели в этом фильме успешной составляющей. Однако свершилось.
Люди устали от насилия в жизни и на экране, потому и восприняли «Питер FM» как глоток свежего воздуха. Но такие фильмы по-прежнему редкость в наших кинотеатрах.
Безусловно, зрители хотят «хлеба и зрелищ». Идут смотреть блокбастеры, комедии, мелодрамы. Наши продюсеры в «Питере FM» очень боялись, что вместо романтичного кино режиссер Оксана Бычкова начнет снимать социальное, скатившись в маргинальность, поиски проблемных персонажей. Потому что любой творец очень хочет вместить все, что «накипело на душе» в первый же фильм. Картина получилась легкой, легла зрителям на душу, хотя этого никто не ожидал. Ровно через год выпустили десять аналогичных комедий и ни одна не «выстрелила». Или возьмем «Красотку». Подобных фильмов потом сняли миллион — и безуспешно. Наверное, должны как-то сойтись звезды, возникнуть «химия» между кино и зрителями. Но отмечу, что люди ждут разное кино — и легкое, и зрелищное, и драматичное.
«Мы тут горшки обжигаем»
— Ваш фильм «Слон», казалось, был запрограммирован на успех: животные в кадре да плюс легендарный Сергей Шнуров. Но не попал в кон. Почему?
— Никто из прокатчиков не захотел с ним работать. Они привыкли больше иметь дело с американцами, которые четко разрабатывают маркетинговую стратегию, чем выводить на рынок российское кино.
— Как вам работалось со слоном и как удалось заманить эпатажного музыканта?
— Ну, во-первых, слонов, вернее, слоних, было две. Когда писали сценарий, мы еще не знали, что нельзя разлучать слонов, если они вместе выступают в цирке. Пока одну слониху отвлекали едой, вторая снималась, но все время искала глазами подругу и «думала», как бы к ней сбежать. Если мы долго выстраивали какой-то кадр, она могла рвануть с места и тогда съемочная группа в ужасе бросалась врассыпную.
Что касается Шнура, его приглашение в фильм — очень хорошая идея с точки зрения последующего пиара. Я понимала, что он привлечет зрителей. Но Сергей проходил такой же кастинг, как и все актеры. У него были хорошие пробы, и мы выбрали его среди прочих. Никаких проблем с ним на площадке не было.
«Слон», считаю, незаслуженно обижен. Потому что мы возили фильм на десятки фестивалей, правда, не класса «А», но вполне достойных — в Токио, Каире, на российские детские. Его очень хорошо принимали. Мы получили большое количество призов.
— Скажите, а как проходит подбор актеров. За кем последнее слово — за продюсером или режиссером?
— Кастинг проводит директор по подбору актеров по тем установкам, которые дает режиссер. Я режиссера не подменяю. Мы с ним вместе работаем, начиная со сценария, и процесс договоренности идет на начальной стадии. Стараемся работать командой и такого момента, чтобы мы спорили о том, кто из актеров снимется в той или иной роли, в нашей практике нет.
Кино для Рио
— Вы работали с режиссером Оксаной Бычковой над фильмами «Питер FM», «Плюс один», потом разошлись. Творческие разногласия?
— Мы с ней в очень хороших отношениях, просто каждый пошел своей дорогой. Хотели вместе снять римейк советского фильма «Слово для защиты», но денег найти не удалось. Оксана сняла в другой кинокомпании фильм «Еще один год», он завоевал приз на фестивале, а меня все поздравляли с этой победой: привыкли к нашему тандему.
С Оксаной мы же начали работать и над фильмом «Атомный Иван». Заказчик «Росатом» хотел, чтобы сюжет был схож с картиной «9 дней одного года» и смотрелся также легко, как «Питер FM». Оксана отказалась: не хотела повторяться, желая делать более сложные, драматичные, психологические фильмы.
Когда она ушла, заказчики предложили взять режиссером Василия Бархатова — знаменитого человека, поставившего оперные спектакли в Большом, Мариинском, зарубежных театрах. Я, конечно, была немного ошарашена. Мы с ним спорили так, что пух и перья летели. При монтаже Василий понял, что был не всегда прав. Но фильм получил несколько призов на наших фестивалях и его даже пригласили бразильцы на свой фестиваль, посвященный атомной энергетике. Мы получили приз «Желтый Оскар» за лучший фильм.
Я долго думала, почему такое кино — нетрадиционно снятое, не в привычной кинематографической манере, победило. И поняла: Бразилия очень театральная страна, и фильм оперного режиссера с костюмами из каких-то необыкновенных материалов им пришелся по душе.
Осталось за кадром
— Вы часто сталкиваетесь с непредвиденными ситуациями в своей работе. Какие моменты больше всего запоминаются?
— Самые острые моменты творческого характера, когда на съемочной площадке или в процессе написания сценария происходят откровения. Все неприятные организационные моменты рано или поздно преодолеваешь. О них, конечно, помнишь, но я, как человек позитивный, стараюсь избавиться от этих воспоминаний. Хотя в фильме «Чайки», к примеру, мы хотели снять сцены в Каспийском море, но нам ФСБ не дало разрешение на съемку. Поэтому что-то осталось за кадром, несколько эпизодов остались непонятными.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Пишем сценарий для фильма под рабочим названием «Женщины». Вместе с нами работает молодой очень талантливый режиссер Шота Гамисония. У меня мечта вернуть на экраны тонкое, умное, с неподражаемым юмором грузинское кино.
— Приз какого фестиваля вы хотели бы получить?
— Безусловно, получать призы приятно, а когда ты его ждешь, вдвойне. Но когда делаешь фильм, не думаешь об этом. Для меня большой наградой за фильм «Чайки» стало то, что мы объехали с ним весь мир и, выходя, говорили, что это первое калмыцкое кино. У калмыков, живущих по всему миру, гордость зашкаливала. Это классно! На «Кинотавре» мне важно было получить премию «За лучший дебют». И они выбрали «Чайки». На этом же фестивале дали приз «За лучшую мужскую роль» английскому актеру Джетро Скиннеру, снявшемуся в фильме «Плюс один». У него совсем не складывалась актерская судьба: на родине он играл в уличных театрах, был аниматором в больницах. Мы его попробовали, утвердили и после фильма он «проснулся знаменитым». Когда мы приехали на «Кинотавр», в него все влюбились, хотели с ним общаться. Джетро был безумно счастлив. Никакому другому призу мы не радовались так, как тогда.
— Вы не забываете Пензу. Часто приезжаете сюда?
— Конечно. Как можно забыть родной город? Здесь прошло детство, живут друзья, одноклассники — я училась в школе №24 (несколько лет назад ее здание стало филиалом лицея №2 — авт.). Даже если приезжаю на день, мы всегда встречаемся. На показ «Коробки» пришли несколько человек из класса и мой классный руководитель Валентин Иванович Никулин.
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора
Мероприятие прошло в храме Христа СпасителяПрямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
Олег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери