В Сердобске 78-летняя балерина готова учить девочек, если ей изготовят протез ноги

В Сердобске 78-летняя балерина готова учить девочек, если ей изготовят протез ноги

Розиту Потехину вовремя не госпитализировали, и она потеряла конечность, а на пензенском предприятии ей сделали неподходящий протез

«Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно. Этих рук никому не согреть, эти губы сказали: «Довольно». Пронзительный романс на стихи Ахматовой так любят слушать две женщины, мать и дочь, в маленьком домике на улице Чапаева в Сердобске.

Та, что моложе, и привлекает внимание благородной, какой-то нездешней красотой и гордой статью, стоит у крохотного окошка, устремив взгляд на улицу.

Та, что в преклонных годах, сидит на застеленной кровати и держит в руках чашку с ароматным натуральным кофе. Пожилая женщина прикована к своему спальному месту после того, как четыре года назад из-за гангрены ей отняли левую ногу. Чтобы преодолеть расстояние даже в пару метров до окна, ей приходится пользоваться специальными ходунками.

Моя балерина

Когда она родилась, ее отец, лейтенант РККА Алексей Потехин подарил ее маме Надежде огромный букет роз.

Счастливая женщина перевела взгляд с мужа на малышку и сказала:

— Ну, вот и имя нашлось для нашей доченьки. Давай назовем ее Розой!

Но в загсе строгая регистратор-латышка (семья тогда жила в Риге) заявила, что такого имени нет. И предложила назвать кроху на местный манер Розитой (имя, позаимствованное латышами, кстати, из испанского языка).

Алексей души не чаял в жене и дочери, обеих носил на руках. Как-то заметил, что крошка Розита пританцовывает у него на коленях под музыку, растрогался:

— Да ты моя балерина!

А потом началась война…. Однажды ночью лейтенант Потехин разбудил Надежду:

— Собирайтесь, немцы на подходе к Риге. Поезд через час. Поедете в Ташкент к родственникам.

На вокзале, в толпе женщина едва успела обнять мужа:

— Алеша, а как же ты? И что будет с нашими детьми?

Алексей прижал к себе 4-летнюю Розиту, и легонько коснулся рукой уже округлившегося живота Надежды:

— Ничего не бойся. Я вернусь!

Когда семья через всю страну, наконец, добралась до Ташкента, родные встретили их страшной новостью: Алексей был убит в первом же бою прямым попаданием снаряда.

«Черный шоколад» войны

Младшая дочь супругов Потехиных, Валечка, родилась слабенькой, болезненной, и умерла, не дожив даже до десяти месяцев.

Горевать было некогда, была объявлена всеобщая трудовая повинность, и несчастной Надежде только и оставалось, что забыться на тяжелой работе.
Розиту прошлось отдать в круглосуточный детский сад. Сердобольные воспитатели старались всеми силами скрасить жизнь воспитанникам. Устраивали праздники, концерты, шили костюмы из подручных средств. И главной звездой всех утренников была маленькая Розита.

А потом, сняв нарядный костюм, бежала вместе с другими детьми к куче каменного угля — искать комочки морской глины, такой сладковатой и приятно тающей во рту. Голодные дошколята называли ее «черным шоколадом».

Вскоре после войны в Ташкенте начали строить новое здание театра оперы и балета им. Алишера Навои. При уже существующей труппе открылась балетная студия, куда мать и отдала заниматься семилетнюю Розиту.

Прима

— Я была настолько захвачена балетом, что даже на улице иногда, забывшись, могла подпрыгнуть и несколько секунд парить в воздухе, как птица, — вспоминает народная артистка Молдавской ССР, когда-то ведущая прима-балерина Кишиневского театра оперы и балета Розита Потехина.

Как же эта птица дивная, которой рукоплескали зрители лучших театров СССР, в том числе и Большого, танцевавшая Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Марию и Зарему в «Бахчисарайском фонтане», Золушку, Спящую Красавицу, Жизель и Раймонду в одноименных спектаклях, оказалась на склоне лет в пензенской глубинке?

— Вообще, я объездила весь Союз, — рассказывает Розита Алексеевна. — Выступала в Венгрии, Болгарии…

После окончания Узбекского хореографического училища она танцевала в кордебалете Саратовского театра оперы и балета, но вскоре ее перевели в солистки. Первой ее главной ролью стала Мария в «Бахчисарайском фонтане».

Однажды, когда труппа была на отчетных гастролях в Москве, девушку заметил балетмейстер из Кишиневского театра. Он тогда набирал новую труппу, и сраженный талантом молодой артистки, предложил должность ведущей прима-балерины.

В Кишиневе карьера Розиты Потехиной сразу же пошла в гору, ее ввели во все спектакли, она постоянно выезжала с театром на гастроли.

На одной из декад молдавского балета в Москве, проходившей на сцене Большого театра, она приглянулась великому Игорю Моисееву. Маэстро пригласил Розиту в свой ансамбль народного танца СССР. Но совестливая балерина отказалась. Как можно оставить Кишиневский театр оперы и балета, ведь именно танцуя здесь, она недавно была удостоена звания заслуженной артистки?

— Не заставило себя ждать и звание народной. Я была знаменита, хорошо зарабатывала, мне дали роскошную трехкомнатную квартиру в центре Кишинева. Не состоялась лишь моя личная жизнь, — разводит руками Розита Алексеевна. — Дважды я была замужем, от первого брака родилась дочь Аня. Но ни с ее отцом — инженером по профессии — ни с ее отчимом — артистом балета — счастья не получилось.

Другая жизнь

В годы перестройки, когда в национальных республиках некие силы умело заразили людей русофобией, они с Анной вынуждены были оставить ставшим родным Кишинев и перебраться в Сердобск.

Денег от продажи квартиры в столице республики, хватило только на скромный старенький домик. Спасибо, хоть с удобствами не во дворе.

Розита Алексеевна к тому времени уже давно была на пенсии, но любимое дело не оставила. Открыла студию классического танца для девочек. Уникальный для Сердобска коллектив не раз занимал призовые места на областных конкурсах, некоторые из учениц Розиты Алексеевны поступили в различные балетные училища России.

Жизнь опять била ключом, артистка была востребована, пусть и в ином качестве.

… Мы побывали у нее в гостях в Сердобске две недели назад. Нас познакомили представители регионального отделения Общероссийского народного фронта, к которым Розита Алексеевна была вынуждена обратиться за помощью.

В 2012 году ее вовремя не госпитализировали, когда на левой ступне образовалась незаживающая трофическая язва, перешедшая в гангрену. В итоге — ампутация.

— И, наверное, нельзя во всем обвинять врачей, – рассуждает руководитель Пензенского отделения ОНФ Анна Кузнецова. — Совсем недавно мы выезжали в Сердобск на мониторинг доступной среды и качества медицинского обслуживания в городе. Выявили целый ряд проблем: вместо трех поликлиник осталось, можно сказать, только полторы, к врачам-специалистам сложно записаться. Счетная палата региона подтвердила, что материально-техническая база медучреждений Сердобска не соответствует современным требованиям.

Но Розита Алексеевна жаловалась даже не на медиков. На одном из пензенских предприятий по производству искусственных нижних конечностей ей изготовили протез без учета анатомических особенностей — с таким протезом не то что ходить, сидеть невозможно.

Потехиной готовы помочь протезисты из Санкт-Петербурга, но государство оплачивает только проезд самого инвалида II группы, а сопровождающий должен ехать за свой счет. А на данный момент у Розиты Алексеевны и Анны сложное материальное положение.

Однако после того как члены ОНФ взяли вопрос под свой контроль, органы соцзащиты нашли возможность оплатить дорогу и сопровождающему.

Розита Алексеевна говорит, что если ей сделают удачный протез, она начнет вновь учить сердобских девчонок балету.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное