С нового учебного года пензенские пятиклассники начнут изучать второй обязательный иностранный

С нового учебного года  пензенские пятиклассники начнут изучать второй обязательный иностранный

Нововведение предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом

На эту тему сейчас ведутся бурные дискуссии. Многие родители пока не представляют, как дети справятся с увеличившейся нагрузкой. Да и нужен ли вообще второй язык в школе? Вопросов много. Мы попросили помочь разобраться заместителя начальника городского управления образования Марину Шарошкину.

Учебниками обеспечат

— Марина Константиновна, нововведение коснется только пятиклассников? Ученикам постарше в расписание второй иностранный язык уже не введут?
— Нововведение коснется тех, кто в следующем году перейдет в пятый или шестой класс. Новый предмет появится в расписании при условии, что школа к этому полностью готова. А сложностей пока хватает. Во-первых, это кадры. В Пензе и до этого был дефицит преподавателей иностранных языков. Теперь же потребность в них увеличится. На второй иностранный отводится два часа в неделю, а класс должен делиться на две подгруппы. То есть для того чтобы разместить детей, нужны дополнительные кабинеты. Еще одна проблема — учебники. Но она сейчас решается. Их обещают купить к сентябрю за счет средств городского бюджета. Родители будут приобретать только рабочие тетради.

— Каков процент готовности школ к новому предмету в целом по городу?
— Приближается к 100 процентам. Но это Пенза. Образовательным организациям дали отсрочку. И если по объективным причинам (например, отсутствие педагога или помещений) невозможно ввести новый предмет, то школам дают право отложить это мероприятие и начать преподавание с седьмого или восьмого класса. Но тогда программа должна быть более интенсивной, чтобы дети смогли нагнать упущенное время.

— А кто решает, каким будет второй иностранный? Вдруг дети выберут итальянский или испанский, к примеру?
— Педагоги поинтересуются предпочтениями родителей. Но по опыту могу сказать, что 25 процентов школьников выбирают французский, остальные — английский и немецкий. Раньше большая доля приходилась на английский, теперь пропорции будут почти одинаковыми. На моей памяти нет такого, чтобы весь класс или вся школа захотели учить арабский, китайский или испанский. Эти языки если и учат, то на факультативных занятиях или за счет платных образовательных услуг. И хочу сказать, что в Пензе есть несколько учебных заведений (гимназии №№ 1, 6 и 44, а также школа №28), где второй иностранный язык изучают давно. Дети справляются.

Иностранный за счет русского?

— Получается, после введения нового предмета у пятиклашек вырастет учебная нагрузка? Но бедным детям и так непросто… Или часы выкроят, урезав время на изучение других предметов?
— Два часа в неделю добавятся за счет школьного компонента. То есть общая нагрузка не увеличится, количество обязательных предметных часов не изменится. Возьмем, к примеру, шестые классы: 33 часа общей нагрузки, плюс 9, которые школа распределяет по своему усмотрению. Чаще всего их добавляют на математику, русский язык. Вот из этих же часов и будет выделено время на второй иностранный.

— На ваш взгляд, второй язык учить сложнее или легче? Не будет ли у школьников каши в голове?
— То, что второй и последующий языки учить гораздо легче, доказано давно. Особенно детям, которые имеют к этому способности. Здесь очень важную роль играет методика преподавания. С сентября 2016 года начнется реализация городского проекта по подготовке учителей иностранного языка на базе гимназии №6 совместно с Кембриджским университетом и школы №30. Мы собираемся начать переобучение всех учителей по кембриджской методике. Что мне нравится: этот центр дает гарантию вывести слушателей на определенный уровень.

— Как вы считаете, какой язык может в дальнейшем пригодиться детям, исходя из реалий современности?
— Английский надо учить однозначно. Это общемировой язык. Второй по значимости, на мой взгляд, китайский. Это некая перспектива. Изучение двух-трех языков позволяет впоследствии выучить при желании еще и итальянский, испанский, французский… Это неплохо для общего развития. Кстати, через несколько лет (но не раньше, чем через два-три года) иностранный язык войдет в перечень обязательных предметов ЕГЭ. Сначала пилотным проектом, а затем в штатном режиме. Этого забывать не нужно.

А что в районах?

Мы решили узнать, как обстоят дела с введением второго обязательного иностранного языка в районах Пензенской области.

Здесь у ребят, так же как в областном центре, экзотических предпочтений не наблюдается. Вторым языком станет немецкий, а кое-где — французский.

Так, в школах одного из самых отдаленных районов — Земетчинского — решено вводить предмет не в пятых классах, а через два года — в седьмых. Здесь не хватает преподавателей иностранных языков. А вот свободных кабинетов достаточно.  

В Малосердобинском районе ситуация примерно такая же. Второй язык вводят в новом учебном году только в одном лицее.  

В Наровчатском районе дополнительный предмет появится через год, но не у пятиклассников, а у учащихся восьмых классов. Здесь также есть проблема с кадрами, но решают ее следующим образом: учителя, которые в свое время получили образование, дающее право преподавать и английский, и немецкий язык, а вели только один из предметов, сейчас проходят курсы переподготовки.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное