В Пензе всерьез взялись за «разливайки», бары и кафе на первых этажах домов

В Пензе всерьез взялись за «разливайки», бары и кафе на первых этажах домов

Но, как оказалось, не все ограничительные меры эффективны

Нет повода не выпить

Улица Одесская в Пензе (микрорайон Арбеково) в 70-е годы представляла собой чистый, ухоженный уголок. Для людей были созданы комфортные условия: к новеньким пятиэтажкам пристраивали небольшие помещения, в которых размещались торговые точки и предприятия сферы услуг. Здесь бойко работали булочные, парикмахерские, химчистки и магазины промтоваров.

С тех пор прошло 40 лет, и сейчас район стал раем… для любителей выпить. Купить алкоголь или пропустить рюмочку можно практически в каждом доме. Куда ни кинь взгляд — круглосуточные закусочные, бары, кафе или алкомаркеты. В сумерках на детских площадках катается на качелях-каруселях пьяный сброд.

Жители дома № 10-а по ул. Минской уже два года собирают подписи, чтобы «разливаек» в округе стало меньше. Им невдомек, каким образом продуктовые магазины и прачечная уступили место на первом этаже питейным заведениям. Люди уверяют, что никаких документов не подписывали. А по закону две трети жителей дома, на первом этаже которого расположен магазин, должны дать свое письменное согласие на использование общего имущества дома.

К сожалению, Арбеково — далеко не единственный микрорайон, где эта проблема стоит довольно остро. Алкомаркеты на первых этажах растут как грибы после дождя. В Интернете горожане даже начали рисовать «пьяную» карту города, перечисляя, на каких улицах Пензы засилье точек, торгующих спиртным. Называли ГПЗ, Запрудный, улицу Карпинского, Западную Поляну, центр.  

Держи дистанцию!

В Пензенской области действуют региональные антиалкогольные законы. Начинали законодатели с ограничения продажи спиртных напитков, в том числе пива, в ночное время — с 22.00 до 8.00.
Еще весной 2014 года городом принято постановление во исполнение федерального закона, запрещающее продавать алкоголь в зданиях, расположенных ближе 50 метров от детских садов, школ, больниц, спорт­объектов. Еще плюс 30 процентов к этому расстоянию по закону может прибавить муниципалитет Пензы.

Но пока многие из работавших ранее заведений продолжают хлебосольно встречать посетителей.

По мнению депутата Пензенской городской Думы Ирины Ворониной, дистанции в 50 метров недостаточно. Бывает, формальности соблюдены, но окна школы выходят на закусочную, и дети прекрасно видят, что там творится.

— Я считаю, что нужно выходить с предложением на федеральный уровень с тем, чтобы в принципе запретить продажу алкоголя в жилых домах, либо  на городском уровне изменить 50 метров на большее расстояние. И муниципалитет может это сделать, — добавила Ирина Владимировна. — Я прекрасно понимаю, что закрытие этих заведений лишит казну определенной налоговой базы. Но нельзя же все мерить только в рублях. Речь идет о нравственном воспитании подрастающего поколения.

Рюмочная превращается в кафе

Согласно другому региональному закону, на первых этажах жилых домов не могут  размещаться буфеты, рюмочные, столовые или закусочные, в которых разливают спиртное. А вот кафе и рестораны — пожалуйста. Классификация типов предприятий общественного питания прописана в специальных ГОСТах. Однако, по сути, заведения на соответствие типу, указанному на вывеске, в обязательном порядке никто не проверяет.

— Мы проверить это не можем, — объяснил на одном из совещаний, посвященных этой теме, заместитель начальника управления рынка продовольствия и лицензирования областного Минсельхоза Павел Гусев. — Пять лет назад перечень документов для получения лицензии на продажу алкоголя был сокращен практически до минимума. Раньше нужно было собрать два десятка различных бумаг.

Теперь нужны только учредительные документы, договор аренды и платежное поручение.

Тип заведения общепита определяет сам бизнесмен. Что он напишет в бумаге — то и будет. Рос­потребнадзор уже не имеет права проверять, соответствует ли вывеска требованиям. В Пензе есть Центр стандартизации и сертификации, который может это делать на платной основе — по добровольному желанию бизнесмена.

Вы можете представить, чтобы владелец сомнительной забегаловки, гордо именуемой кафе, из собственного кармана заплатил за то, чтобы вещи назвали своими именами?

Ирина Воронина как юрист видит выход из этой ситуации.  

— Думаю, что если вывеска вводит посетителей в заблуждение, лицензию  недобросовестному предпринимателю не надо выдавать, — считает она. — Можно во время проверки документов (на выдачу лицензии) выехать на место, увидеть все собственными глазами, составить акт выездной проверки и  написать аргументированный отказ в выдаче лицензии. Принимаемые законы должны работать на практике. Если предприниматель обратится в суд, Фемида встанет на сторону потребителей. Подобные случаи были в судебной практике Забайкалья и Пермского края. Но не в Пензенской области.

А может, договоримся?

Договориться с владельцами питейного заведения, чтобы они сменили профиль деятельности, трудно. И далеко не всегда такой диалог возможен. Но такие примеры уже есть.

Например, в одной из девятиэтажек на ул. Луначарского еще недавно располагалась забегаловка. Старшая по дому вместе с другими активными жильцами долго  и упорно боролась за закрытие этого заведения. А в итоге нашли компромисс: теперь здесь работает кафе, где проводят детские праздники. А днем сюда приходят обедать сотрудники расположенных неподалеку офисов.

— Пришлось пойти на перемены, — говорит владелец кафе Максим Бакаев. — Но очевидно: выручка упадет ощутимо.  

А вот владелица кафе, которое расположено на улице Минской, недалеко от школы № 37, не желает идти на диалог. Ее заведение, которое, по сути, больше похоже на рюмочную (при наличии большого ассортимента напитков закусок – раз, два и обчелся), находится в 51 метре от учебного заведения. Прибавляем резервные 30 процентов… Выходит, права на существование вблизи школы  кафе не имеет.

Стоит отметить, что прилегающую территорию к каждому объекту муниципалитет должен не только установить (50 м + 30%), но и отмерить. В отношении школы № 37 территория отмерена лишь в декабре 2015 г., т.е. спустя полтора года после принятия соответствующего постановления.

— Я не хочу, чтобы взрослая жизнь для наших ребят ассоциировалась с нетрезвыми личностями, которые слоняются возле кафе, — возмущается директор школы № 37 Ирина Агапова.

— У нас есть лицензия, — настаивает на своем арендатор Таисия Кислова во время беседы с городскими депутатами и представителями администрации Пензы.

Правда, в апреле 2016 года срок действия лицензии на торговлю алкогольными напитками у бизнес-вумен заканчивается. Значит, ее уже не продлят.

Но договориться — не значит навсегда решить проблему. В любой момент хозяин заведения может передумать и вернуться к прежнему типу работы. Нужно законное основание для обеспечения прав жителей. Это либо запрет на торговлю алкоголем всем типам (без градации) питейных заведений в жилых домах и пристроях к ним, либо выдача лицензии на продажу алкоголя только при наличии соответствующего решения собственников — жильцов дома.

Борьба без правил

Еще два кафе (на улице Одесской и на улице Насосной) членам комиссии посетить не удалось, так как на момент ее прибытия заведения были закрыты на «технический перерыв». Видимо, владельцы узнали о направляющейся к ним делегации и не захотели вступать в диалог.

— Жители дома № 7 по улице Одесской страдают от кафе «Боцман», работающего с шести утра до поздней ночи без перерыва и выходных. Назвать это заведение кафе, как указано на вывеске, мне сложно, — рассказывает Ирина Воронина. — Постоянные посетители без стеснения справляют нужду на детской площадке, нецензурно выражаются, дебоширят. Рядом пролегает дорога к гимназии № 42, школе № 37 и двум детским садам. Жаль, что владелец данного кафе не пожелал встретиться с нами. Тому, кто работает без нарушений, нечего бояться.

Увы, закрыть это заведение законным образом пока не получается. Дистанция до образовательных заведений соблюдена. Помещение было продано, обременений по нему нет, а значит, мнения собственников квартир дома спрашивать никто не обязан. Но жители не теряют надежды.

Пока в Пензе работают десятки забегаловок и кафе, которые прочно «окопались» вблизи школ, садиков и больниц, на первых этажах зданий  вопреки закону. Этому нужно положить конец.  
В администрации Пензы вовсе не собираются «кошмарить бизнес».

— Мы лишь хотим, чтобы предприниматели действовали в рамках правового поля, без ущерба для комфортного проживания и безопасности жителей. В противном случае такие заведения должны закрыться либо сменить род деятельности, — подытожил результаты рейда глава города Валерий Савельев.

Откуда ждать помощи?

Давайте представим: разрешенное законом кафе (а по факту — обычная забегаловка) в вашем доме уже работает. Под окнами пьяные дебоши, за стеной — музыка и крики. Что может сделать гражданин, чтобы отстоять свое право на спокойную жизнь?  

Региональное Управление Роспотребнадзора.
Его представителей можно вызвать, когда в питейном заведении на первом этаже громко включают музыку по ночам или поют песни. Ведомство имеет право сделать замеры уровня шума и, если он превышает допустимые нормы, составить административный протокол. В отдельных случаях работа заведения и вовсе может быть приостановлена на период устранения нарушений. Повторное нарушение увеличивает штраф до трех раз.

Полиция.
Правоохранительные органы могут только усмирить буйных хулиганов, которые нарушают порядок, проверить законность продажи алкоголя (имеется ли лицензия). Закрыть заведение — не в их компетенции.

Администрация района.
Может проверить, не нарушает ли заведение правила благоустройства. Запретить или ограничить его работу не может.

Прокуратура.
Не подменяет компетенцию и полномочия иных органов власти. Проверяет соответствие действующему законодательству: имеется ли лицензия на продажу алкоголя, законно ли занимает помещение, ОГРН, ИНН.

Суд.
Рассматривает дела о нарушении прав в отношении конкретного заявителя или по обращению прокурора в интересах широкого круга лиц при наличии грубого нарушения закона.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER