Иностранцам пришлись по вкусу пензенские сладости

Иностранцам пришлись по вкусу пензенские сладости

Сложная экономическая ситуация заставляет пензенских производителей менять мировоззрение, искать новые пути развития

Непросто приходится малому и среднему бизнесу. Один из способов упрочить позиции и развиваться дальше — объединить усилия с деловыми партнерами и с конкурентами. О том, чего можно достигнуть сообща, мы поговорили с директором Центра кластерного развития (ЦКР) Пензенской области Михаилом Ляшковым.

Вместе выгоднее

— Михаил Юрьевич, слово «кластер» не так давно вошло в обиход. Объясните нашим читателям, что это такое.
— Суть кластерного подхода заключается в том, что, казалось бы, конкурирующие организации объединяются, чтобы сообща добиться определенной цели. Кластер объединяет бизнес, работающий в одной отрасли. Это нужно тем, кто понимает, что нужны новые рынки сбыта, технологии, модернизация оборудования.

Наш центр был создан в 2011 году, и этот опыт оказался уникальным. Подобные центры есть только в 32 регионах. Опыт пензенского – во многом передовой.

— Представители какой отрасли сплотились первыми?
— Первыми стали кондитеры. Эта отрасль вообще довольно активно развивается. За три года совместной работы бизнес  «Союза пензенских кондитеров» вырос, укрепился и вышел за пределы России и даже СНГ.

Совсем недавно ведущие производители кондитерских изделий (ООО «Русский кондитер», ООО «Бековский РПК «Октябрь», кондитерские фабрики «Ванюшкины сладости» и «Мирослада») вернулись с главной европейской продовольственной выставки в Германии.

Пришло время продвигать пензенскую продукцию на европейские рынки. Наш стенд вызвал большой интерес у представителей торговых сетей и торговых агентов из различных европейских стран. Но участие в таких выставках — очень затратное мероприятие. Кластерное объединение позволило производителям сэкономить, организовав общий стенд.

В итоге удалось заключить предварительные договоры о поставках.  Сейчас стороны обсуждают ассортимент и способ доставки продукции. Здесь снова кластер окажется помощником. Например, компания должна поставить за границу с определенной периодичностью тонну своей продукции. Естественно, у нее будут довольно большие транспортные расходы. Если же скооперироваться с другими фирмами, можно в складчину нанять большегрузный автомобиль.

Кушать хочется всегда

— Как кризис отражается на кондитерской отрасли?
— Период сейчас непростой. Большинство предприятий начинают сокращать непрямые издержки. То, чем мы занимаемся (обучение, выставочная деятельность, маркетинговые исследования), — это и есть непрямые затраты на производство. ЦКР оказывает финансовую поддержку в этом, привлекая средства регионального и федерального бюджетов. Вкладывается в продвижение бизнеса и государство. Мы участвуем в проектах на условиях софинансирования.

Думаю, что кризис коснулся пищевой отрасли в меньшей степени. Всем нужно есть. Люди, конечно, сокращают затраты на «элитные» продукты. Но наши кондитеры ориентируются на сегменты среднего и экономкласса. Эта ниша никогда не будет пустой.

Одни производители не справляются с новыми экономическими условиями и сворачивают деятельность, на смену им приходят другие. Так, в Каменский район из Украины переехало кондитерское предприятие «Диад». Оно выпускает слоеное печенье. Часть персонала перевезли с собой, но основную массу работников приняли уже на месте.

И даже в кризис предприниматели стараются не только получить прибыль, но и участвовать в социальных проектах. Отличный пример тому – сладкий подарочный набор, который разработали к 70-летию Победы девять предприятий кондитерского кластера вместе с ЦКР. В этой стилизованной коробке собрана продукция всех производителей, входящих в кластер. Этот подарок получили пензенские ветераны.

Сладости сближают

— Часто слышу от производителей, что попасть их продукции на полки федеральных, да и региональных сетей, очень сложно. Как же вам удается решать эту проблему?
— Заметили, что в последние годы продукции пензенских кондитеров в сетях стало гораздо больше? Но этому предшествовала долгая, кропотливая работа. Проводили встречи с местными ритейлерами, оптовиками, которые занимаются кондитерской продукцией, чтобы они как специалисты в торговле рассказали, что необходимо делать, чтобы товар попал в розничные точки.

Дело даже не в том, что производителям специально вставляют палки в колеса, а в том, готовы ли они сами выполнять требования супермаркетов. Ведь сети выдвигают довольно жесткие условия в плане логистики, объемов и правил поставки. Прежде чем пытаться пробиться в сети, производитель должен «дорасти» до этого.

— Есть у вас план, как и куда дальше продвигать пензенские сладости?
— В перспективе пензенские кондитеры планируют выйти на китайский рынок уже в 2017 году. Мы провели исследование предпочтений жителей этой страны, оценили свои возможности, вывезли туда на пробу некоторые виды продукции и получили хорошие отзывы. Интересно, что российские и китайские вкусовые предпочтения довольно разные. Многие продукты показались китайцам слишком сладкими. Но им интересно получить новые вкусовые ощущения.  

— А какая продукция больше всего заинтересовала иностранцев?
— В первую очередь это, конечно, пряники. Такие, как у нас, не делают, наверное, больше нигде. Пользуются спросом зефир, мармелад. И самое главное — люди ценят их качество и экологичность.

— Какие кластеры появились в регионе в последние годы? И каким производителям было бы полезно это сделать?
— Сейчас активно развиваются IT-технологии. Наша задача — не только оказать поддержку людям, занимающимся разработками в сфере информационных технологий, но и объединить всех, кто этого хочет, в кластер. А таких довольно много. У IT-кластера есть ряд неоспоримых преимуществ. Дело в том, что эти люди молоды, образованны, эрудированны и мобильны. Они очень грамотны и быстро мыслят. Работать с ними легко.

В ближайшей перспективе должен появиться кластер легкой промышленности. Он должен объединить предприятия по производству обуви, кожгалантереи, пошиву верхней одежды, школьной формы. Таких предприятий у нас довольно много. Главное, чтобы руководители понимали: эффективно двигаться вперед можно только в кооперации. Результат не заставит себя долго ждать.

СПРАВКА «ПП»

Михаил Юрьевич Ляшков — директор ОАО «Центр кластерного развития» Пензенской области. Несколько лет возглавлял фонд «Поручитель», созданный с целью развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Работал в правительстве Пензенской области, занимаясь реализацией приоритетных национальных проектов.

Занимался предпринимательской деятельностью.

Имеет два высших образования, прошел обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное