В Пензе в школе №27 дети с проблемами со здоровьем проходят мульттерапию

В Пензе в школе №27 дети с проблемами со здоровьем проходят мульттерапию

Этот уникальный проект работает здесь уже в течение трех лет

Я с интересом заглядываю в класс, где в этот момент идет занятие мультстудии «Подарок». Второклашки увлеченно возятся с красками и бумагой. В руках вместо кисточек – поролоновые губки. Сегодняшняя тема: создание яркого красочного фона. Когда экран «оживит» разноцветные кляксы, они превратятся в фейерверк.

— У нас есть специализированный класс охраны зрения, в нем также занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабослышащие ребята. Тем, у кого есть проблемы со здоровьем, куда сложнее реализовать себя. А в нашей студии, действующей в рамках всероссийского проекта «Мульттерапия», ребята начинают верить в свои возможности, раскрепощаются, творят и чувствуют себя лучше, — знакомит со студией и ее воспитанниками учитель начальных классов школы № 27 Анна Мешкова.

Я все смогу

Мультстудия «Подарок» не одна в Пензе, но единственная, которая работает с детьми на базе школы. Хотя так было не всегда.

— Моя мама — Ольга Борисовна Мешкова — всю жизнь проработала педагогом дополнительного образования. В 90-е годы у ее подруги появилась первая видеокамера. Это было событием, — вспоминает руководитель студии. — Творческие люди найдут применение любым вещам. И камера стала первым шагом к появлению мультстудии, которую впоследствии назвали «Кенгуру». Мне тогда было 6 лет, и я, конечно же, росла в этой среде. Потом стала помогать маме и осваивать азы создания мультфильмов. Так что вопрос «Кем быть?» для меня решился сам собой. Я получила профессию учителя начальных классов, но решила, что дело, которому отдано много лет, нужно обязательно продолжать.

В 2005 году на базе одного из пензенских подростковых клубов появилась мультстудия «Подарок», а три года назад она переехала в 27-ю школу.

— Если честно, то мне всегда было интересно работать с особенными детьми. Поэтому была очень рада тому, что попала именно в эту школу, — добавляет Анна Мешкова.

В восторге от занятий не только педагог, но и сами ребята, а также их родители. Еще бы, просто смотреть мультфильмы — и то удовольствие, а насколько интереснее и увлекательнее придумывать и снимать их самим!

Педагоги в один голос говорят, что подобное творчество помогает ребенку овладеть сразу массой навыков: сочинять и придумывать, как перенести на бумагу, а затем на экран свои мысли и чувства, а еще лепить, рисовать, вырезать, создавая героев, обращаться с видеокамерой, работать в специальной компьютерной программе и даже красиво и грамотно говорить, озвучивая мультфильм. Пусть кто-то скажет, что это несложно, но для многих воспитанников студии — это колоссальный труд. И именно он позволяет ребятам не просто бороться со своими недугами, а активно развиваться, участвовать в довольно серьезных конкурсах и даже побеждать в них.

— Наша гордость — победа в конкурсе студии анимации «Перспектива», который проводился в Ярославле. В нем участвовали дети с ограниченными возможностями. Наша работа, которую создавали про особенных детей и с их участием, признана лучшим документальным фильмом. Он называется «Я все смогу». Кстати, желающие могут найти его в Интернете.

От простого к сложному

Дети совсем не похожи на нас, взрослых. Поэтому и подход к их обучению особенный: на занятиях в мультстудии нет лекций и теории, почти сразу ребята переходят к практике.

— Первое занятие всегда предметное. Что это значит? Мы берем любой предмет (телефон, ручку, карандаш — что угодно) и начинаем его двигать и фотографировать, двигать и фотографировать. Так дети знакомятся с искусством анимации, — говорит педагог.

Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучивании мультфильма начинает довольно четко говорить.

Спецификой мульттерапии, отличающей ее от других арт-терапевтических методик, является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку некрасивым, приобретает особую ценность и важность. А уж когда созданный персонаж «оживает» — чувство собственной значимости усиливается.

— Если ребенок с ДЦП возьмет на уроке ИЗО кисточку и начнет ей рисовать, получится не очень красиво в нашем понимании. И ему скорее всего изображение не понравится. Он начинает сравнивать свою работу с другими, в результате – страдает самооценка. Я считаю, что каждая работа, которая рождается в этих стенах, — шедевр. Хотя для нас важен не конечный итог, а процесс, — говорит Анна. — Создавая мультфильм, ребенок видит, что благодаря его рукам происходит чудо, он начинает верить в себя. И хочу сказать, что есть реальный результат того, чем мы занимаемся. Сейчас дети, которые снимались в картине «Я все смогу», учатся в третьем классе. И теперь мы работаем над еще более сложным фильмом — кукольным, с четко выстроенной сюжетной линией. Его главным героем будет косолапый медведь. Результат мы выставим на всеобщее обозрение. Но не сомневаюсь, что он будет отличным.

Современная анимация

Педагог уверена, что за мультипликацией будущее. Несмотря на кажущуюся несерьезность, она может привнести много интересного в учебный процесс.

— Ребенок получил задание подготовить проект на тему «Мое домашнее животное». Как он может его выполнить? Изобразить на плакате, распечатать набранный на компьютере текст, оформить в виде презентации или с помощью мультипликации, — рассуждает Анна Александровна. — Это совсем другой уровень и большая заинтересованность в проекте.

В то же время педагог настаивает, что родители должны внимательно относиться к тому, что смотрит любимое чадо по телевизору. Ведь неосознанно ребенок начинает подражать любимому герою. А они сегодня бывают самые-самые разные.

— Лично мне очень нравятся мультфильмы студии «Пилот». У них есть цикл «Гора самоцветов» — современная экранизация старых сказок. Не имею ничего против «Смешариков», хотя многие к ним относятся неоднозначно. А вот в детстве я могла много-много раз пересматривать диснеевский «Король Лев». Хотя с годами смотреть мультфильмы становится сложнее, потому что начинаю с профессиональной точки зрения оценивать сюжет, технические характеристики и многое другое. А еще я заметила, что современные дети привыкли получать все готовое, не затрачивая особых усилий. У многих плохо работает фантазия, они боятся самовыражаться. Мультипликация помогает преодолевать все эти трудности.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное