Как ушинские бабушки в селе храм построили

Как ушинские бабушки в селе храм построили

История из Земетчинского района Пензенской области

Старенькие, подслеповатые, чуть сгорбившиеся, закутанные в теплые серые шали, они так похожи на старушек с картин известного русского художника XX века Ивана Куликова — прекрасного портретиста, которому особенно хорошо удавались образы сельских жителей.

Марфа Башкирева, Анастасия Веревкина, Анастасия Мысякина — без преувеличения, самые знаменитые и уважаемые бабушки села Ушинка Земетчинского района.

— Они нам церковь построили! — с гордостью говорят односельчане.

Свой Троицкий храм ушинцы считают достопримечательностью. Добротный, двухкупольный, обложенный красным кирпичом, он был возведен с нуля в 1995 году.

Это вообще характерно для широкой души трудолюбивых жителей Земетчинского района: если жить — так хорошо, если храм строить — то новый и сразу каменный, чтоб уж на века.

Пример тому — пятикупольная церковь Рождества Христова в райцентре. Возводить ее начали в тяжелые 90-е годы прошлого века, строительство шло без малого десять лет. Изначально дело казалось вообще неподъемным, но благочестивые земетчинцы положились на волю Божию. И обрели храм, который, кстати, всегда полон людей.

А в Ушинке все случилось на несколько лет раньше и быстрей. За полтора года возвели срубовой храм, где начали совершаться богослужения. Позднее обложили его кирпичом.

Марфа практичная

Бывшая староста Троицкой церкви, а ныне певчая Марфа Башкирева очень любит свое имя.

— Так заведено в православной церкви, что в каждый праздник, посвященный Пресвятой Богородице, на Литургии поминают святых праведных Марфу и Марию, — рассказывает она. — Женщинам с другими именами не так повезло.

Она и по своему складу характера напоминает евангельскую сестру Лазаря, практичную Марфу, заботившуюся о том, чтобы получше угостить заглянувшего в их дом Иисуса Христа.

Не случайно именно Башкиреву односельчане в 1994 году избрали старостой прихода будущего Троицкого храма.

— Я с детства в православной вере воспитывалась, моим бабушкам и родителям никакая атеистическая пропаганда была не указ. В Ушинке прежний Троицкий храм закрыли еще в 1937 году, а в 1953-м и вовсе снесли. И мы по воскресеньям ходили на службу в соседнее село — Большую Ижмору, в которой тоже была Троицкая церковь. Ее чудом удалось сохранить. Бабушка моя прятала дома священные книги, за которые можно было в свое время запросто в лагеря угодить: Закон Божий, Библию, акафистники, жития святых. Читали по вечерам, занавесив наглухо окна…

Но вопреки всему Марфа Башкирева с малых лет мечтала о том, чтобы храм открылся и в Ушинке. Когда говорила вслух о своем замысле, взрослые вздыхали:

— Может, лет через 100 такое станет возможным.

Однажды, уже после того, как прекратились преследования за веру, к Марфе Яковлевне пришла односельчанка:

— Я нынче сон видела, яркий такой, не иначе вещий, будто ты, Марфуш, церкву строишь, кирпичики сама кладешь…

По кирпичику

А через некоторое время Марфу Башкиреву, Анастасию Веревкину и Анастасию Мысякину пригласил к себе тогдашний глава администрации Ушинского сельсовета Анатолий Купцов и огорошил вопросом:

— Ну что, святоши мои, думаете храм строить?

Съездили в Пензу, получили благословение от архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова). Только вот на что строить-то было? Организованные хозяйства в округе еле-еле держались на плаву, люди месяцами без зарплаты сидели, пенсии старикам задерживали.

А делать нечего, взялся за гуж — не говори, что не дюж. И пошли бабушки по селу.

— Кто смеялся нам в лицо, кто вообще гнал, идите, мол, отсюда, без вас тошно, — вспоминает бывший казначей Троицкого храма Анастасия Веревкина. — А большинство все-таки жертвовали.

Кирпичи на фундамент собирали по всему селу, на лошади объехали каждый двор, под каждый куст заглянули. Так и начали стройку.

Но денег все равно не хватало. Только активные бабушки не унывали.

— Мы с Настей (Веревкиной. — Авт.) в Москву решили поехать.

За деньгами в Москву

Похождения ушинских старушек в столице — отдельная история. Марфа Башкирева и Анастасия Веревкина остановились у родственницы в подмосковном Загорске. Вставали в пять утра и, помолясь, отправлялись на поиски денег.

Сначала по храмам ходили. И, что удивительно, вызывали безоговорочное доверие у тамошних священнослужителей и работниц свечных ящиков. Нашим странницам оказывали посильную помощь, не требуя никаких расписок и оправдательных документов.

— Мы перезнакомились со всеми владыками, архимандритами и схимонахами. Пытались попасть на прием в московскую мэрию, Государственную Думу, — в голосе Марфы Башкиревой слышится некоторое изумление, будто она сама до сих пор не верит собственной смелости с примесью авантюризма.

Женщины прорвались даже в приемную Президента РФ (1991–1999 гг.) Бориса Ельцина. Их любезно принял кто-то из помощников и объяснил, по какой причине им не могут помочь: не предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на строительство скромного сельского храма.

Обращались к пензенской областной власти, к депутатам Законодательного собрания региона.

— Нас в дверь, а мы в окно, — смеется Анастасия Веревкина.

Когда церковь уже строилась, заехал в Ушинку владыка Серафим (Тихонов), огляделся и сказал с восхищением:

— Надо же, напросили!

И после всегда ставил ушинских странниц в пример:

— У них спросите, как деньги на храм находить.

Владыка благословил женщин получать зарплату из приходского бюджета, но они отказались. На селе их считали чуть ли не святыми, блаженными, а они себя сами — многогрешными. Трудились во славу Божию, воспринимая все тяготы как возможность искупления.

Первое богослужение в Троицкой церкви состоялось 16 ноября 1996 года.

… За прошедшие с того момента годы немало перемен произошло в Ушинке. Многие из тех, кто строил храм, ушли из жизни. Кто-то из прихожан покинул родные места. Сменилось несколько настоятелей храма.

Но одно пока остается незыблемым: каждый день приходят в дом Божий три старушки в платочках с практичной Марфой во главе, и веет от них таким теплом, такой надежностью. Смотрят на бабушек ушинцы, и кажется им порой, что жизнь бесконечна, что всегда будут под небом их родное село и храм, обложенный красным кирпичом.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное