Илья Лан: «Хотите быть творцами — читайте!»

Илья Лан: «Хотите быть творцами — читайте!»

О роли книг в своей жизни корреспонденту «ПП» рассказал известный пензенский врач и просто обаятельный человек

Илья Лан — кандидат медицинских наук, психолог, психотерапевт и семейный консультант. Трудится заведующим диспансерным отделением Пензенской областной наркологической больницы. И как всякий разносторонне образованный человек Илья Львович любит читать.

Если случился голод по языку

— Илья Львович, накладывает ли ваша профессиональная деятельность отпечаток на предпочтения в литературе?
— Конечно, да. Врачу постоянно приходится заниматься образованием и самообразованием. Колоссальное количество времени уходит на изучение специальной литературы — как современной, так и классической. А у нас в психиатрии, психотерапии такой литературы очень много — Клондайк непочатый. Можно прожить всю жизнь и не прочитать всех великих. Но стремиться к этому надо.

Поэтому, пожалуй, первые десять лет своей профессиональной деятельности я читал преимущественно специальную литературу. И так все это меня задавило, что вдруг у меня открылся страшный голод по хорошему литературному русскому языку. По Лескову, по Достоевскому…

И тут попался Борис Акунин. Именно его книги начали удовлетворять этот голод.

Последние семь-восемь лет я стараюсь читать как можно больше художественной литературы. Конечно, новинки психиатрии не проходят мимо меня, но я выделяю на них намного меньше времени, чем в начале своего пути.

Возможно, что художественную литературу я тоже воспринимаю как-то по-своему. Я смотрю на типажи, взаимодействие героев. Всегда «перекладываю» на реальность: оцениваю, может  описанное в книге случиться в реальной жизни или нет?

Герои книг и будней — разные

— Случается, что к вам как к врачу на прием приходит человек, в точности повторяющий персонаж из прочитанной книги?
— Похожие случаи бывают. Но не стопроцентно. Я восторгался одним профессором из Санкт-Петербурга. Был у него в гостях и думал, что он очень похож на князя Мышкина. Хотя понимаю, что герой Достоевского — чисто синтетический, выведенный специально, чтобы оттенить остальных героев, чтобы мы ужаснулись и «пошли в себя».

Но у меня дурной характер: если человек кажется идеальным, надо срочно что-то на него «откопать», чтобы этот идеал порушить.

Я восторгался профессором и в то же время искал компромат. Нашел. Удовлетворился и успокоился. Так что идея о том, что книжные герои встречаются в реальной жизни, у меня исчезла.

Конечно, есть масса произведений о советских тружениках, работягах. Герои братьев Вайнеров или Юлиана Семенова — замечательные. Но их и в обычной жизни навалом. В этом нет ничего удивительного. Но эти образы особо не откладываются в памяти.

— Есть ли у вас книга, которую можно назвать настольной?
— Нет, но есть книги, которые повлияли на мое становление в профессии. Например, «Общая психопатология» Карла Ясперса — фундаментальный труд одного из отцов-основателей гуманистического подхода в психотерапии. Затем Джеймс Бьюдженталь «Искусство психотерапевта». Это почти весь Карлос Кастанеда, хотя и здесь можно выделить его «Путешествие в Икстлан» как наиболее емкую книгу. Еще монография Андрея Владимировича Снежневского «Шизофрения».

Есть и совсем уж специфические вещи, перечислять которые на страницах газеты, я думаю, не имеет смысла.

«Кто я и кто Пушкин?»

— В конце прошлого года во время Пензенской книжной ярмарки вы неожиданно выступили в роли лектора. И говорили о литературе…
— Да, я рассказывал о Михаиле Загоскине. В рамках ярмарки был проект «Пензенская литературная матрица», где мы устроили блиц-презентацию наших земляков-литераторов. Это Лермонтов, Загоскин, Куприн, Радищев, Салтыков-Щедрин, Давыдов… Когда мне предложили о ком-нибудь рассказать посетителям ярмарки, я выбрал Загоскина. Почему? Потому что я, к своему стыду, понятия не имел, кто он такой. И, конечно, не был знаком с его творчеством. Я лет до 15 вообще думал, что название нашего села Загоскино как-то связано с заказами Госкино – государственной структуры советского кинематографа.

Подумал, что во время подготовки к мероприятию наверстаю упущенное и восполню пробел в знаниях.

Если честно, произведения Загоскина на меня не произвели впечатления. Знаю, что Пушкин был ими в свое время очарован. Это здорово. Но кто я и кто Пушкин?

Зато я понял, что произведения писателя сказывались на его карьере. Он был конъюнктурщиком, получая очередное звание после каждой своей книги. Ну и молодец.

— Часто ходите в книжные магазины и покупаете книги?
— В бумажном варианте у меня лишь специальная литература. Последнюю книгу я заказал в прошлом месяце. А художественную литературу я читаю в основном в электронном виде. У отца прекрасная библиотека подписных изданий. Приобретать что-то новое, чтобы просто «подержать бумажное в руках и оставить потомкам», у меня, честно говоря, желания не возникает.

Недавно сбылась «мечта идиота» — мне подарили электронную книгу с подсветкой. Читать с ее помощью очень удобно. Зрение не садится.

— Кроме Акунина, которого вы уже называли, кто вызывает интерес из современных авторов?
— Виктор Пелевин. Да и все. Я брался читать Захара Прилепина, но так и не понял, откуда весь восторг вокруг его персоны. Что-то из него я прочитал, но в обморок от радости не упал.
Илья Стогов был для меня приятным открытием. Его «Мачо не плачут» — шикарная вещь. Великолепная беллетристика.

— Мы все о прозе. Что можете сказать относительно поэзии?
— Из современных могу выделить Веру Полозкову. Но не всю. Лишь некоторые вещи. Если говорить о классике, большое впечатление на меня произвел Шарль Бодлер, особенно его цикл «Цветы зла». Я в восторге от Шекспира. От игры слов и мыслеформ. Бодлер и Шекспир выдают такие образы, которые потом все время крутятся в голове.

Чтение обогащает

Я недавно стал замечать, что вся художественная литература для меня – кусочки пазлов. Благодаря им со временем на разных этапах жизни выстраиваются нужные и полезные для меня картинки. Все из пазлов, клейстера и ветра.

Я всегда говорю своим студентам: если вы не будете читать художественную литературу, вам нечем будет крутить в голове. А значит, и не о чем будет разговаривать с вашими клиентами. Потом вы будете жаловаться, что к вам приходят клиенты, у которых нет денег. Чтобы приходили люди с деньгами, вы должны о чем-то с ними говорить, находить общие темы. Почти все богатые люди — образованные. Так что читайте!

— Ну и как студенты?
— Студенты слушают. И все равно ни фига не читают. Ни специальную литературу, ни художественную.

Есть такое понятие, как культурный код. Ты говоришь, к примеру, фразу из фильма, книги, песни, и собеседник начинает улыбаться. Ага, он понял. Следом ты включаешь идеологическую подстройку и начинаешь разговаривать на одном с ним языке. Чтобы это осуществить, в голове должен быть определенный багаж знаний, который лучше всего формируется именно благодаря чтению.

Как украсить и обогатить свой язык? С помощью литературы.

Сейчас многие фразы, которым студенты улыбались 10 лет назад, уже не идут. Есть отдельные молодые люди, которые понимают. Но все реже.

Лекции по психологии предусматривают обсуждение конфликтов. Если вещать сплошную теорию, получится очень скучно. Сухие фразы. Нужно приводить примеры — либо из реальной жизни, либо из жизни литературных персонажей. Второй вариант все чаще не действует — не читают. Работая с аудиторией, приходится «уходить» на кино, которое, слава богу, пока еще смотрят.

Хорошие фильмы, хорошая музыка пока у студентов в тренде.

— Так что это все-таки такое — культурный код?
— Это манера общаться и преподносить материал, умение заинтересовывать собеседника, умение быть понятым. Все это во многом воспитывается литературой.

— Но бывает же: человек замкнут, ни с кем не хочет общаться. Такой весь в себе. Ведь это не значит, что он не начитанный?
— Есть понятие гармоничной личности. Предполагается, что гармоничный человек все же открыт. Конечно, были и есть гениальные люди. Мы их называем «чудаки» — люди с потрясающе богатым внутренним миром, которые делают важные в жизни открытия. Например, Исаак Ньютон. Уже доказано, что у него был синдром Аспергера. Ньютон был социально совершенно дезадаптирован, однако это помогло ему сделать колоссальные открытия в области фундаментальной физики. Но это исключения.

Когда я работаю, принимаю любых людей, с любыми синдромами. Есть у них культурный код или нет, гармоничный человек или не очень.

Но в свободное время мне, разумеется, больше интересны люди, с которыми не приходится напрягаться и подбирать слова, чтобы быть понятым. Есть хороший тост на эту тему: «В этой жизни главное — найти своих и успокоиться!» Я уже нашел, но все ж не теряю азарта найти еще…

Читайте биографии!

— Вы сами не пробовали что-нибудь написать?
— Мой личный опыт сочинительства закончился в 6-м классе ведением дневника. Его нашла мама. Я подвергся жесткой критике за стилистику и грамматические ошибки. Желание отпало.

Я пишу, конечно, специализированные тексты для научных журналов и порталов, о психологии, медицине, здоровье.

Если говорить о творческой самореализации, то вообще-то мне ближе рисование или музицирование. Я, кстати, окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Что касается литературы – я люблю воспринимать слова. Люблю говорить. Может быть, со временем, когда-нибудь, во мне что-то и проявится. Трудно сказать.

— Может, дадите совет сегодняшней молодежи? Если не прочитают они – прочитают родители, которые передадут им ваш посыл.
— Для того чтобы заполнять внутреннюю пустоту, развиваться и совершенствоваться, неплохо было бы интересоваться жизнью замечательных людей. Разных. Это могут быть полководцы, президенты, композиторы, писатели, другие выдающиеся люди. Чтобы, когда читаешь, примерять их этапы жизни на себя. Спрашивать: «А я-то сам как живу?»

Это дисциплинирует.

И еще. Любое чтение оказывает благотворное влияние на неокрепший организм, ищущий свое внутреннее «я». К тому же в наше сумасшедшее время чтение позволяет быстро восстановиться.

Да, выше я немного «наехал» на студентов. Но не мне их судить. То, что сейчас требует от них социум, окружение, нам 20 лет назад и не снилось. Это же огромные потоки информации, постоянные кризисные колебания, невнятная система социальных лифтов. Перед сегодняшним молодым человеком ставятся такие сложные вопросы, которые, во всяком случае передо мной точно, не ставились.

Книга — замечательная вещь, в которую можно окунуться, чтобы остудить и успокоить свою голову. Благодаря литературе формируется наше образное мышление, которое необходимо для принятия креативных и нестандартных решений. Если хотите быть не исполнителями, а творцами, читайте! Найдите на это занятие хотя бы полчаса в день.

Чтение — замечательная альтернатива всем тем брутальным проявлениям себя, которые не всегда заканчиваются так, как нам бы хотелось…

10 книг

1. Этель Лилиан Войнич, «Овод».
Одна из самых запоминающихся книг моего детства. Была задана нам на внеклассном чтении. Прочитав это произведение, я не умолкал весь урок, рассуждая о метаморфозах, происходящих с главным героем Артуром Бертоном, и о его сложных взаимоотношениях с отцом.

2. Джеральд Даррелл, «Поймайте мне колобуса».
Это был мой личный начальный стимул для изучения зо­ологии и природоведения — наук, в которые я сразу же влюбился.

3. Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка».
Книга попала мне под настроение, под жизненную ситуацию. Черный романтизм. Я успешно идентифицировался с главным героем и как бы прожил его жизнь. На меня вообще такой способ чтения действует исцеляюще.

4. Михаил Булгаков, «Записки врача».
Перечитываю до сих пор. Важный момент: врач в любые времена должен лечить, не принимая сторону «белых» или «красных». Но жизнь складывается так, что общественный выбор все равно делать приходится.

5. Владимир Набоков, «Приглашение на казнь».
Книга из разряда тех, которые читаешь, чтобы поерничать внутри себя. Образец прелестной сатиры. С удовольствием перечитываю.

6. Федор Достоевский, «Идиот».
Князь Мышкин произвел на меня колоссальное впечатление. В жизни такого персонажа я представить себе не мог.

7. Владимир Маяковский, «Флейта-позвоночник».
Потрясающий мужской вопль о неразделенной любви. Если бы я был Маяковским, сказал бы так же. Очень метафорично. Ассоциация с каменными перекатывающимися глыбами.

8. Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.».
Тоже из списка книг для внутреннего ерничества. Пелевин — отдых. Мыслеформы из моей головы очень здорово перекликаются с содержанием произведений этого автора.  

9. Борис Акунин, вся серия романов о приключениях Эраста Фандорина.
До того как я впервые взял в руки книги Акунина, у меня был один кумир среди литературных героев — Шерлок Холмс. Всего Конан-Дойля я прочитал еще в дикой молодости. И вдруг Эраст Петрович встал на один уровень с Шерлоком Холмсом. Вдвойне приятно, что это наш, отечественный герой, а не англичанин.

10. Стивен Хокинг, «Краткая история времени».
В школе я активно увлекался физикой и математикой, лишь потом моя жизнь пошла по гуманитарному пути. Я начал испытывать сожаление, что сейчас очень мало «науч-попа» — научно-популярной литературы. Мне не хватало «Науки и жизни», «Техники молодежи»… А Стивен Хокинг — один из новых писателей, который стал рассказывать о непостижимом доступным языком. Это, на мой взгляд, образец новейшей научно-популярной литературы. Я ему благодарен.

 

Читайте также:

Наталия Кугель:«Я не в пятой колонне — я в шестой палате»

Владимир Бирюков:«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит»

Олег Рубцов: «Главное, чтобы шестеренки мозга крутились»

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное