В Пензе «советские книголюбы» презентовали «Книгу о книге»

В Пензе «советские книголюбы» презентовали «Книгу о книге»

Это — сборник признаний любви к Книге

Презентация прошла в музее им. В. Ключевского. Это второе издание из задуманной серии «История СССР». Автор идеи и составитель — педагог, писатель, краевед Виктор Малязев.

Вот что он написал в предисловии «В год Литературы грешно было бы не сказать о Книге главного слова. Мы видим необходимость в этом не только потому, что это нужно самой книге, а это необходимо в первую очередь самому человеку, который вдруг перестал видеть в книге самую совершенную ценность, как хранительницу самого драгоценного — способа самовыражения человека — слова».

Авторов статей, вошедших в сборник, он выбирал из числа друзей, страстных читателей, известных ученых, педагогов, деятелей культуры, для которых книга — важнейший инструмент профессиональной и общественной деятельности. Вслед за классиком они могли бы сказать, что «всем хорошим во мне я обязан книгам».

Большинство из авторов пришли и на презентацию. Каждый, получая экземпляр от Виктора Малязева (а тот добавлял свою книгу «Связь со Всевышним» и книгу своего учителя, преподавателя ПГПИ им. В. Белинского Алексея Кондратьева «Рассказы о природе»), рассказывал о том, что подвигло его на признание в любви к Книге, вспоминал разные случаи, связанные с чтением. Не удержались от выступлений и коллеги, которых приглашали к сотрудничеству, но по разным причинам они не смогли принять участие в издании.

На правах хозяина первым выступил Виктор Малязев:

— Я вспоминаю, как, будучи школьником, однажды в Каменке в привокзальном киоске увидел книгу Ираклия Андроникова «Поиски и находки» о Михаиле Лермонтове. Она стоила три рубля — по тем временам приличная сумма. А к ней в нагрузку шел еще толстенный том «Практикум по химии» — такие были тогда правила. Мне пришлось купить обе книги, но «Практикум» я вернул продавщице. Она его взяла, сверху положила Андроникова и… продолжила торговлю.  

В студенческие годы я читал запоем, часто по ночам, так что мои соседи по комнате в общежитии порой разбивали лампочки, чтобы хоть немного поспать. Но однажды, придя с занятий, я увидел, как они сооружали на моей койке ящик из фанеры, из банки из-под иваси делали торшер, чтобы я мог читать книги, не беспокоя их. Вот такие были люди в наше время.

Лидия Терехина, поэтесса, член Пензенской писательской организации:

— Мы находимся на острие противостоянии невежества и культуры. Еще Некрасов мечтал, чтобы «мужик не Блюхера, и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». У каждого из нас есть свои багратионовы флеши – школы, вузы, музеи, журналы, и своя армия или небольшой партизанский отряд – студенты или школьники. Они помогают нам в противостоянии, идут вместе с нами и, надеюсь, продолжат наш путь.

Игорь Шишкин, краевед, коллекционер, историк:

— Я написал о том, какую роль сыграла книга в моей жизни. Папа и мама были учителями. В доме была неплохая библиотека, и родители читали мне с ранних лет. Когда научился читать сам, записался сразу во все библиотеки. Потом пришел к мысли, что надо начать собирать книги. Если я знал, что какое-то издание мне нужно, я старался его достать и пополнить свою библиотеку.
В своей  статье я рассказал об истории книжного собирательства в Пензе, об интересных людях, таких, как Михаил Михайлович Маликов.

Лариса Рассказова, главный хранитель литературного музея:

— Я  к книге отношусь как к физической вещи, как к предмету культуры. Для меня имеет значение переплет, корешок, шрифт, поля. В наше время сам процесс обращения с книгой было неким ритуалом. Домашних библиотек было мало – жили все бедно, книги свободно не продавались. Для того, чтобы найти нужную, надо было записаться в библиотеку, ходить туда каждые пятнадцать дней, менять на новые книги, продлевать срок чтения. Этот процесс создавал особое настроение. Сейчас стало проще, но нет того священнодействия.

Олег Ягов, профессор, декан исторического факультета ПГУ:

— Меня Виктор Евгеньевич тоже просил что-то написать, увы, нет времени даже жить, не то, что писать. Но я хочу рассказать один эпизод: я был страшным книголюбом. Читал по ночам – пока всю книгу не прочту, ни за что не засну. В Белинском, где я жил, отец записал меня в детскую библиотеку. В третьем классе мне надоело читать книжки о воробышках, и я пришел в библиотеку для взрослых, попросил записать меня. Вначале мне сказали, чтобы «пришел чрез три года», но потом смилостивились и спросили, что я хочу почитать. «Дайте для начала Сервантеса «Дон Кихот», – смело ответил я. Библиотекарь чуть не упала. Я книгу взял, почитал… и до 6-го класса больше туда не приходил.

Виктор Кондрашин, профессор, член комитета по образованию и науке Совета Федерации Федерального собрания РФ (при его содействии книга была издана):

— У нас на заседаниях комитета постоянно проходят мероприятия, посвященные духовности, воспитанию, культуре. Для нас, россиян, эти вопросы имеют большое значение, это то, что отличает нас от других народов.

Книга вышла тиражом 100 экземпляров, найти ее можно в библиотеках области.

 

Читайте также:

Директором пензенского зоопарка стал депутат А. Воскресенский

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER