Как выживают пензенские «бурановские бабушки»

Как выживают пензенские «бурановские бабушки»

Истории коллективов из Лунинского, Тамалинского и других районов области    

Почти в каждом районе Пензенской области есть свой именитый коллектив, который исполняет песни своего народа (русского, татарского, чувашского, мордовского) и знакомит с его традициями и обычаями, костюмами и укладом жизни.

Проблема в том, что участники ансамблей — это люди солидного возраста, приобщившиеся к творчеству еще в советское время, когда фольклор был в почете, изучался и сохранялся специальными учреждениями, подобными Дому народного творчества в Пензе.

А молодежь поет другие песни...

Хранители традиций

Один из таких коллективов — «Казачка» из села Казачья Пелетьма Лунинского района.

— До 80-х годов прошлого века в селе была сильная художественная самодеятельность, — рассказывает руководитель «Казачки» Анна Козицына. — Но телевизоры ее со временем потеснили. Только мы с коллегами (я работала в школе учителем, потом директором) продолжали выступать на праздниках. Заведующая клубом Антонина Беззатеева посоветовала нам создать свой ансамбль, привезла из Лунинского РДК старые концертные костюмы. Собрались 20 женщин и начали репетировать.

В 2016 году ансамблю исполняется 32 года. Правда, осталось в «Казачке» всего десять человек. Песни они поют так, как слышали от своих родителей и бабушек.

Поют с удовольствием, не пропускают ни одной репетиции, даже ливень и пурга им не помеха. Вот только почти всем хористкам далеко за 60. Их дети разъехались по городам, а те, кто остался, заняты другими делами.

Поддерживают бабушек внуки. Есть в Казачьей Пелетьме свой детский ансамбль «Казачата». Занимается с ними директор дома культуры Анжела Сисина.

— Игры обязательно сопровождались припевками. Ребятишки с удовольствием их разучивают и исполняют, — поясняет Анна Ивановна. — хотя требуется большая сосредоточенность, ведь это не два-три современных аккорда. Вот хотим научить детей «Яблоньке» — старинной песне, под которую собирали невесту.  

Кстати, сейчас модно проводить тематические регистрации брака, в том числе в народном стиле со старинными обрядами и песнями, так что казачки могли бы принимать заказы.

Тамалинские припевки

И в других районах области без фольклорных ансамблей не обходится ни один праздник. Такие коллективы, как мордовский ансамбль «Яксарочка» Шемышейского района, татарский «Былбылым» Сосновоборского района, носящие гордое звание «народный», всегда желанные гости на любом районном или сельском мероприятии.

На отсутствие внимания со стороны зрителей не могут пожаловаться и тамалинские «Сударушки». Ансамбль участвует во всех смотрах-конкурсах, частый гость в домах престарелых и санаториях.

Однажды спели даже на фестивале бардовской песни, произведя фурор среди молодежи.

— Но средний возраст моих певиц — 70 лет, — сетует художественный руководитель Николай Куракин.

Материальная поддержка оставляет желать лучшего. Надо бы обновить костюмы (кстати, это проб­лема многих коллективов) и чаще выезжать в села, где артистов всегда ждут. Администрация района выделяет ансамблю автобус, а вот с бензином – проблемы. Выручают местные предприниматели, но не всегда. В таких случаях певицы выкладывают свои кровные.

В глубинке есть и свои ансамбли. Но беда в том, что деревни умирают, а вместе с ними уходит и песенная культура.

Поднимет детская рука…

Не только в селах, но и в городах фольклор востребован. Главное сегодня — не упустить будущее поколение, привить детям любовь к народной песне, научить их искусству исполнения. Такую задачу успешно выполняет Пензенский колледж искусств, где два отделения — «этно-художественное творчество» и «сольное и народное хоровое пение» — готовят фольклористов.

Преподаватель и руководитель ансамбля «Миряне» Елена Пыкова ратует за то, чтобы ребята чаще ездили в экспедиции по селам, слушали старые обрядовые песни, сложные, с подголосками, ведь с каждым годом исполнительниц становится все меньше.

— Хочется, чтобы молодые поговорили с бабушками, услышали их уникальное пение, запомнили, как они исполняют протяжные и лирические песни, баллады и частушки, — высказывает пожелание Пыкова. — Может, кто-то из них сразу не поймет текста из-за многоголосья, распевов, тогда обязательно надо дать пояснение. Мы, кстати, на своих концертах так делаем, и публика воспринимает сложные песни уже более осознанно.

… Народная песня — часть богатого наследия, доставшегося нам от предков. Она передает эмоциональное состояние человека, отражает многообразие жизни: окружающую природу, быт, отношения между людьми. Каждый может найти в ней и в особенном народном пении что-то свое: красоту и старину, энергетику и гармонию.

Без фольклора наша жизнь утратит нечто очень важное.  

ЦИТАТЫ

Анна Козицына, художественный руководитель ансамбля «Казачка»:

— В песнях наших предков заложена суть национального характера. В них горечь и печаль, безудержная радость и лихость. Кто поет, тот счастлив, и в мире становится больше радости и света.

Вначале мы ездили за фольклором в деревни, изучали его, а сейчас едем туда же и начинаем его возрождать.

Елена Пыкова, художественный руководитель ансамбля «Миряне»:

— Народное творчество востребовано, но чтобы оно развивалось, приобретало поклонников, необходимо чаще выступать, участвовать в фестивалях, конкурсах.

На это нужны деньги, поддержка и власти, и неравнодушных людей.

На 1 января 2015 года в Пензенской области насчитывалось 269 фольклорных коллективов общей численностью 3219 человек.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное