Ученики пензенской школы №37 постигают историю из уст ветеранов

Ученики пензенской школы №37 постигают историю из уст ветеранов

В год 70-летию Победы в школе реализуется проект «Память, которой не будет забвенья…»

Нынешним школьникам повезло. Быть может, они — последнее поколение, которое может «читать» страницы Великой Победы не только по учебникам. И узнавать о героях, спасших страну и живущих на соседней улице, не из сюжетов новостей, а в живом общении, слушая настоящие рассказы о настоящей, общей для всех истории.

13-летний Миша Синявин знает о своих прадедах немало. В семье чтят память тех, кто защищал Родину во время Великой Отечественной войны.

— Можно сказать, что наша семья — потомственные военные. Мой предок служил в царской армии. У прадеда было пять братьев, и все сражались на фронте, а с войны вернулся только один, — старательно вспоминая хронологию событий, рассказывает о своих родственниках семиклассник.

Каждого он знает по имени, помнит, где воевали, как погибли. И отец, и дед учили его: все, что дорого и ценно в памяти семьи, нужно собирать по крупицам и передавать из поколения в поколение.

О таком в книгах не напишут

Но родившемуся в XXI веке, спустя почти шесть десятков лет после победного 45-го, Мише, как и большинству его одноклассников из 7 «Б» пензенской школы № 37, не пришлось застать родственников-ветеранов. Зато недавно они познакомились с уникальным человеком — настоящим боевым артиллерийским разведчиком, главным старшиной Военно-морского флота Борисом Алексеевичем Рожковым.

В юбилейный год Великой Победы школа придумала еще один проект, позволяющий памяти не остаться закованной в пыльных музейных экспонатах, а продолжать жить вместе с участниками эпохальных событий. Ребята побывали в гостях у ветерана, приглашали его к себе, раз за разом пересматривали фронтовые фотографии, документы, с трепетом перелистывали орденские книжки и разглядывали боевые награды… И еще они слушали. Слушали, не пряча восторженных глаз, о том, каким на самом деле нелегким был путь солдата, и удивлялись, как, пережив такое, можно остаться несломленным, добрым и жизнерадостным человеком.

— Для меня история очень важна, и, наверное, это самый интересный предмет в школе. Поэтому когда у нас появилась возможность побывать дома у Бориса Алексеевича, мне это показалось чем-то невероятным, — признается семиклассник. — Здорово, что мы не просто пообщались, но и сняли документальный фильм о герое. Мы были потрясены, сколько всего пережил ветеран, и в то же время как он бодр и полон сил и новых планов.

Как закалялись люди

Борис Алексеевич по-простому, но достоверно рассказывал ребятам о войне и о человеке на войне. О дружбе и лишениях, о своем первом бое и страхе, который испытывали солдаты, бегущие в атаку. О своем товарище, павшем наземь в шаге от него. О том, что в часы испытаний, к сожалению, есть место подлости и предательству. О том, как люди радовались, кричали и плакали 9 мая 45-го, и о том, с каким волнением он шагал на параде по брусчатке Красной площади…

— Пожалуй, ни на одном уроке я не слышала такой тишины, — с гордостью за своих ребят говорит классный руководитель Ольга Геннадьевна Гуренкова. — Они слушали и едва дышали, а потом еще долго вспоминали истории, пересказывали и будто примеряли их на себя: а они смогли бы сами пройти через такое? Об этом сложно рассуждать. Нам не нужна война. Но вот чтобы у ребят был внутри стержень, пожалуй, да. Я рада, что они такие.

Педагог и ее коллеги убеждены, пусть 2015 год — особый, юбилейный, но это не значит, что классные часы, праздничные концерты и обновление музейных экспозиций следует приурочивать только к датам. Память, если она настоящая, не меркнет с годами. Вот только люди, ставшие частью истории Победы, постепенно уходят. И надо успеть услышать их, увидеть, понять, помочь.

— Собирая информацию и изучая материалы для проекта, мы взглянули на тему шире. Ребята поняли, как важно привлечь внимание общественности к проблемам пожилых людей. Ведь многие из них нуждаются в простом человеческом общении, — рассказала Ольга Геннадьевна. — И мы решили на примере фронтовой жизни Бориса Рожкова рассказать современным детям, как тяжело и страшно было на войне. И вот такие люди, живущие рядом с нами, заслуживают не только букета гвоздик в День Победы, а деятельного участия в их жизни, уважения и поддержки.

Потому и школьному проекту учителя дали такое имя — «Память, которой не будет забвенья…».

Есть кем гордиться

Кстати, общение с фронтовиком школьники со своим педагогом планируют продолжить. Ведь за несколько встреч невозможно рассказать о целой жизни, о судьбе поколения. У Бориса Алексеевича в запасе еще много историй, и не только о военных годах, но и о мирной жизни. И в последнее время вспоминать ветерану все больше хочется о хорошем: как поднимали с колен страну в 50-е годы, как встречались с фронтовыми друзьями, как влюблялись и детей да внуков растили.

9 декабря, когда в стране традиционно отмечается День героев Отечества, в 7 «Б» снова говорили о защитниках Родины. Сами дети — о своих дедушках и бабушках, которые защитили страну и подняли из руин после войны, о своих папах, дядях и братьях, которые защищали и защищают пределы Отечества в современной истории.

Справка

Рожков Борис Алексеевич — главный старшина Военно-морского флота, в войну — артиллерийский разведчик. Прошел от Москвы до Берлина, дважды был тяжело ранен, но снова возвращался на передовую. Победу встретил на Эльбе.

— 8 мая 1945 года нам сказали, чтобы мы включили радио: будет важное сообщение. И мы услышали: подписан акт о капитуляции. Что тут началось! У меня было 80 патронов, я все их выпустил в воздух. Мы плакали, смеялись, обнимались — напряжение было колоссальным. Демобилизовали меня лишь в 1947 году. Но до сих пор во сне я часто возвращаюсь на войну. Эти события из памяти никогда не сотрутся, — едва сдерживая слезы, говорит фронтовик.

 

Читайте также:

Половина пензенских выпускников выбрала тему любви на итоговом сочинении

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER