На картинах пензенцев проявляются «призраки из прошлого»

На картинах пензенцев проявляются «призраки из прошлого»

Светлана Халикова не только сама пишет картины, но и учит этому других

А еще она взяла на вооружение метод правополушарного рисования, который помогает ее ученикам раскрепоститься, победить страхи, обрести внутреннюю гармонию.

Гены творчества

Любовь к изобразительному искусству Светлане, видимо, передалась по наследству. Отец-художник сам учил дочку рисовать. Потом она с легкостью поступила в художественное училище на живописно-педагогическое отделение, окончила его с красным дипломом. Затем – педагогический институт и профессия учителя изобразительного искусства. После окончания вуза Светлана стала преподавать классическую академическую живопись.

Но Халиковой всегда было интересно пробовать себя в разных направлениях. Когда она стала мамой, всерьез увлеклась изготовлением одежды и сувениров из войлока.

— Рождение ребенка открывает в женщине новые грани, — уверена женщина. — Декретный отпуск — лучшее время для творчества!

Сейчас Светлана ожидает появления на свет второго ребенка. И вновь у нее проснулся интерес к чему-то новому. Халикова разработала свою методику правополушарного рисования, имеющую нечто общее с арт-терапией.

Мечты и страхи

Уроки творчества Светлана дает в женском клубе «Берегиня» (она создала его вместе с единомышленницами). Однако нередко на арт-терапию приходят и представители сильного пола.

Правополушарное рисование не имеет ничего общего с классической живописью. Здесь не нужно выстраивать композицию, игру света и тени и т.д. Здесь учат искать в себе искру творчества, мыслить образами и переносить их на бумагу.

В качестве темы для рисунков предлагаются абстрактные понятия, например «вдохновение». Один человек, получив такое задание, изобразил морской пейзаж в пастельных тонах. Другой — звезды, сияющие на фиолетовом небе.

Нередко в подсознании всплывают «призраки из прошлого».

— Например, один из учеников, рисуя «творчество», изобразил море с подводным островом, на котором растет трава. Казалось бы, вполне миролюбивая картина. Но затем позади острова появилась ярко-алая (цвет агрессии!) лодка в форме женских губ, — рассказывает Светлана.

Этот образ пришел неспроста. Выяснилось, что в детстве мужчина очень любил рисовать, но мама пресекла на корню это увлечение, посчитав его несерьезным. Мальчик вырос, стал бизнесменом и до недавнего времени подавлял в себе творческие порывы. В этом случае правополушарное рисование возымело психотерапевтический эффект — помогло осознать детскую обиду и отпустить ее.

Кстати, многие образы, которые прочно засели в наших головах, родом из детства. Например, одна из девушек часто рисовала одну и ту же тревожную картинку: угол комнаты на желтом фоне и в нем — серое пятнышко. Через некоторое время она вспомнила, что серое пятно — это на самом деле крыса, которая напугала ее в детстве.

Светлана предлагает ученикам рисовать и позитивные, и негативные понятия. «Любовь», «доброта», «неж­ность» часто ассоциируются у людей с человеческими силуэтами, объятьями, красивыми лицами. Работа над позитивными рисунками помогает почувствовать гармонию со своим внутренним «я», а над «портретами» злости и страха — выплеснуть отрицательные эмоции.

— Психологи говорят, что для того, чтобы побороть какой-либо страх, надо осознать его. Поэтому я стараюсь, чтобы люди уходили от линий и абстракции к конкретным образам, — говорит Халикова. — А еще я заметила, что у многих людей понятия «страх» и «одиночество» связаны. Например, просишь нарисовать страх — получаешь пустые комнаты с обшарпанными стенами. А рисунки на тему одиночества пропитаны ощущением угрозы.

Рисуем вместе и поодиночке

Среди учеников Светланы — люди разного возраста. Некоторые приходят заниматься вместе с детьми-подростками, ведь правополушарное рисование — хороший вариант для совместного времяпрепровождения.

Некоторые начинают осваивать академическую живопись, но понимают, что им хочется большей свободы самовыражения, и выбирают интуитивное творчество.

Привлекает арт-терапия и людей в возрасте.

— За долгие годы в их сознании накопилось множество образов, которые хочется выплеснуть, – поясняет Светлана.

А вообще заниматься правополушарным рисованием можно и дома, наедине с самим собой: включить спокойную расслабляющую музыку, отвлечься от посторонних мыслей и взять в руки кисточки и краски.

Кто знает, какую картинку нарисует ваше подсознание...

Не только для левшей!

Многие считают, что правополушарное рисование — это рисование левой рукой. На самом деле не важно, в какую руку брать кисточку или карандаш. Легче передать идущие из души образы, рисуя так, как привычно и удобно. Однако, когда правши тренируют левую руку (во время лепки, используя пальчиковые краски и т.д.), они стимулируют правое полушарие, а значит, настраивают себя на интуитивное постижение мира — внутреннего и внешнего.

СПРАВКА «ПП»

Методику правополушарного рисования в 60—70-е годы прошлого века разработала американская преподавательница искусств Бэтти Эдвардс. Ее концепция выросла из исследований нейропсихолога и физиолога, профессора психобиологии  Роджера Сперри. Он пришел к выводу, что каждое полушарие человеческого мозга имеет свою «специализацию». Согласно открытиям ученого (впоследствии  он получил за них Нобелевскую премию), левое полушарие работает в «аналитическом режиме» и отвечает за логику, алгоритмы, языковые и математические способности. В компетенции правого — образное восприятие, воображение, обработка невербальной информации. Обе половинки мозга успешно сотрудничают, помогая нам ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Между тем суть метода правополушарного рисования сводится к интуитивному творчеству: нужно отключить логику, отбросить представления о красоте или неудачности работы и просто переносить на бумагу образы, которые приходят в голову.

Это не просто творчество, но еще и способ самопознания.



Автор: Яна ИВОЙЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER