Пензенские дети мечтают стать олигархами и артистами

Пензенские дети мечтают стать олигархами и артистами

Ребята больше не хотят изменять мир и летать в космос — они желают быть богатыми и успешными, но при этом «не упираться» на работе

Кукла в голубом

Наше с братом детство пришлось на время перестройки, когда на полках магазинов было шаром покати, а родителям не платили зарплату по полгода. Нам тогда это не казалось проблемой. Мы росли, играли и мечтали: я — о новой кукле в голубом платье, брат — о радиоуправляемой машинке. Так искренне, страстно, всем сердцем мечтать, наверное, могут только дети. Конечно, родители исполнили наши заветные желания… Но это все приятные воспоминания из прошлого. Теперь о настоящем.

Комнаты современных детей больше похожи на магазины игрушек: отряды мягких медведей, стопки развивающих игр, какие-то волшебные фломастеры, кукольные пылесосы, домики, огромное количество радиоуправляемых машин и вертолетов. Да что и говорить — я сама не могу отказать дочери в десятой по счету кукле. Но иногда становится жалко современных детей: о чем им мечтать, если у них уже все есть?

Многие скажут, что это, мол, все мелочи, дети должны мечтать не о куклах, а о великом: стать космонавтами или учеными, совершить глобальное открытие...

— Современные дети не такие, как мы, — поделился своим мнением детский писатель Валентин Постников (он побывал в Пензе с презентацией своих книг). — Я в детстве мечтал стать Шерлоком Холмсом. И даже сделал огромный шаг на пути к мечте — окончил юридическую академию. Но быть детским писателем оказалось гораздо веселей и интересней. Мне часто приходится общаться с подрастающим поколением, вижу, что мечтают они о приземленных вещах: планшетах, айпадах, айфонах и прочих гаджетах. Но при этом искренне верят в Деда Мороза. То есть мечтают о том, что сказочный персонаж положит им под елку планшет. Просто это дети другого поколения, и от этого они не хуже и не лучше. Хотим мы того или нет, но жизнь диктует свои правила.

Хочу быть звездой

В конце 1920-х в СССР большинство подростков хотели стать техниками и агрономами. После войны, ближе к «оттепели», воображением мальчиков завладели космонавты, а девочек – балерины.

Родители нынешних подрост­ков мечтали быть учителями и врачами. Их дети, если верить исследованию ValidataKIDS, хотят стать звездами шоу-бизнеса и бизнесменами.

Мы решили спросить у обычных пензенских школьников об их главной мечте. Одних вопросы заставляли задуматься, другие с ходу выдавали ответы. Некоторые уточняли, говорить про сбыточную или несбыточную мечту, можно ли называть несколько желаний.

Маленькие рассказывали сбивчиво. Школьники по­старше, казалось, уже давно все решили и высказывались четко и серьезно. Но, что интересно, у современных детей и подростков мечта чаще ассоциируется с тем, чему они хотят посвятить свою жизнь.

Например, семилетний Егор Хлебов мечтает стать президентом. Свое желание объясняет тем, что главе государства все можно: тратить денег сколько угодно, покупать что захочешь. А еще – его все знают и уважают.

Восьмилетняя Алина Андреева мечтает о новом планшете и телефоне (надеется, что мама подарит ей их на день рождения и Новый год). Девочка также выбрала для себя будущую профессию — стюардесса.

Катя Трушина, 10 лет, к ответу подошла серьезно: мечтает стать дизайнером одежды, потому что любит рисовать и очень хорошо это делает.

Среди наших респондентов было очень много тех, кто мечтает о компьютере, заработать кучу денег, быть олигархом, директором или просто звездой.

Получается, что общероссийская статистика вполне применима и к пензенским детям.

Мнение специалиста

Наталья Мали, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования» ПГУ:

— В детских мечтах часто отражается наша действительность. Специалисты на этот счет провели массу исследований. Они доказали, что дети в своих мечтах и поступках копируют идеалы общества.

Не нужно забывать, что очень много зависит от родителей. Те дети, которые видят эгоизм взрослых, в жизни будут стараться воплотить запечатленный образец поведения. Мало ли девочек, грезящих о карьере фотомодели, уже в первом классе тратят массу времени на селфи? Мало ли мальчиков, ставящих в приоритеты деньги, вырастают на этих «дрожжах»?

Существует психодиагностическая методика «Три желания». Детям предлагается назвать три желания, об исполнении которых они сегодня мечтают. Специалисты классифицируют их следующим образом: широкого альтруистического плана (когда дети и подростки болеют за судьбы мира); желания, связанные с близким окружением (чтобы не болели родители); желания фантазийно-приключенческого плана (хочу стать феей или Человеком-пауком).

По мере взросления мечты должны меняться, становиться «старше». Благодаря этому тесту можно определить, к чему у ребенка склонность: эгоцентризм (характерен для дошкольников), эгоизм (возможен в любом возрасте), альтруизм (характерен для детей после 7 лет). Зная это, родители могут корректировать воспитательные методы.

Очень трудно делать окончательные выводы о подрастающем поколении, основываясь только на опросах. Дети растут, развиваются и взрослеют. Они много раз передумают и изменят свои решения, одну мечту заменят другой.

Задача родителей — понимать, принимать, любить своих детей и верить в них, какой бы путь они ни выбрали. А главное, подавать им такой пример поведения, за который не будет мучительно больно и стыдно.

Зарабатывать много, работать мало

В России проведен опрос среди подростков 12—14 лет. В нем участвовали школьники Москвы, Северо-Западного и Южного федеральных округов. У ребят спросили о том, кем они мечтают стать. Оказалось, только чуть больше 50 процентов опрошенных задумываются о своей будущей профессии, остальные не ломают себе голову, отдавая родителям инициативу в решении этого вопроса.

Кстати, даже осознание детьми того, что профессию выбирать необходимо самостоятельно, не означает, что в итоге они сделают выбор сами. Практика подобных исследований показывает, что менее десятой части тех детей, что определились с профессией, действительно пойдут учиться по этому профилю.

И вот кем видят себя современные школьники: врач — 20 процентов, спортсмен — 12 процентов (среди предпочтений — футбол, самое желанное «место работы» — клуб «Барселона»), дизайнер — 11 процентов. Также в списке ответов: полицейский, программист, музыкант (певица), банкир, психолог («потому что они умеют управлять другими людьми, и я хочу этому научиться»), а также директор или руководитель («хочу зарабатывать много и всеми командовать, а работать меньше всех»), предприниматель, переводчик и архитектор.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное