Художественное училище отмечает 60-летие со дня присвоения имени К. Савицкого

Художественное училище отмечает 60-летие со дня присвоения имени К. Савицкого

Открытое в 1898 г. оно «имело целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественных и художественно-промышленных производств и вообще содействия художественному развитию в местном населении»

Чтобы стать художником, нужно не только умение держать карандаш, но и способность мыслить, рассуждать, анализировать. На вступительных экзаменах, кроме обязательных предметов, каждый проходит собеседование. Абитуриент должен обладать особым мышлением, взглядом на мир: видеть сквозь призму обычных вещей то, что неведомо другим. Иметь дар аккумулировать эмоции от увиденного, будь то плеск воды или лунный свет.

Истина известная: научить рисовать, в принципе, можно любого, но написать картину, которая будоражила бы сердца и умы, может только личность, мышление которой выходит за рамки обыденности.

Ну и как в любой профессии, важен труд. Недаром Пабло Пикассо говорил: «Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой».

Мечты сбываются

В день нашего посещения рекреации училища напоминали улей. На всех этажах на полу (в училище пока не оборудованы мастерские под показы) лежали рисунки, эскизы, живописные наброски. Студенты 1-го курса — начинающие живописцы, дизайнеры, реставраторы – выставили свои работы на промежуточную аттестацию.

Комиссия во главе с директором училища Галиной Васиной обходила этот своеобразный вернисаж и давала оценки. Педагоги скупились на высшие баллы, но в целом уровнем работ были довольны.

Студенты прислушивались к замечаниям очень внимательно. Первый курс — самый трудный: от детского творчества ребята переходят к серьезной профессиональной учебе. Не все выдерживают, кто-то сходит с дистанции.

Примета времени: сейчас в художники идут преимущественно девушки. Во всяком случае, среди первокурсников их большинство.

Будущий театральный художник Елизавета Титова, придирчиво рассматривая свои работы, поделилась впечатлениями от первых месяцев учебы:

— Пензенское училище очень престижное. Здесь такая атмосфера, прямо-таки «зовущая» к созданию шедевров. Я театральным художником мечтала стать с раннего возраста. Жила тогда в Москве и часто ходила в театр. Спектакль «Мэри Поппинс» смотрела раз шесть — каждый раз на сцене менялись декорации, и это впечатляло. Потом мы переехали в Нижний Ломов, там я училась в художественной школе, а теперь вот — студентка.

Елизавета с уважением отозвалась о преподавателях:

— Каждый из них уникален.

Натурально

Занятия в классах шли своим чередом. В одном из них студенты рисовали с натуры.

Александр Комаров — легенда училища. Не каждый выдержит испытание неподвижностью в течение долгого времени, а ему уже под 90 лет! Сидеть в одной позе неудобно, в классе не очень тепло, а он по пояс обнажен, но профессионал держится. Работает здесь десять лет.

Натурщиков не хватает, ведь оплата небольшая. Частенько в этом качестве выступают сами студенты.

— Рисовать с натуры сложно, — поделилась студентка 4-го курса по специальности «Живопись» Анна Борисова. — Модель ежесекундно меняет позу, хотя кажется неподвижной. Но очень интересно!

Кстати, недавно Аня стала лауреатом 3-й степени I всероссийского пленэра-конкурса «Крымская палитра» в Гурзуфе, на базе творческой дачи известного русского художника Константина Коровина.

После окончания училища девушка собирается поступать в академию, мечтает иллюстрировать книги, журналы.

Каждый выбирает для себя

Большинство же студентов пока о своем будущем мало задумываются. Та же Лиза Титова хотя и понимает, что получить работу театрального художника будет непросто, все же уверена, что найдет применение полученным знаниям.

Есть оптимисты и среди преподавателей, например Анатолий Омельченко.

— В нашем училище самое большое количество специальностей среди профильных образовательных учреждений: станковая и театральная живопись, скульптура, реставрация, дизайн среды и графический, — говорит он. — На каждом отделении каждого курса учатся примерно 30 человек. Большинство в дальнейшем планируют учебу в академиях художеств. В больших городах они будут востребованы как художники. Точно не возникнет проблем с работой у реставраторов. И, по наблюдениям, все наши выпускники устраиваются.

Кто-то становится педагогом в художественной школе, кто-то — дизайнером в области рекламы, оформления. Даже тем, кто учится на отделении живописи, легко переквалифицироваться, ведь в обязательной программе, например, обучение компьютерной графике.

К тому же в училище дают не только профессиональные знания и навыки, но и учат ориентироваться в жизни, конкурировать с выпускниками других вузов.
Ну а проблему не изменять высоким принципам или писать на потребу «фонтана» каждый решает сам.

Галина Васина, директор училища:

— Художественное образование и сегодня востребовано. Абитуриенты приезжают к нам со всей страны, и набираем мы их по конкурсу. Круглый год в училище работает выставочный зал, где проходит до 10—12 выставок различного уровня: лучшие работы по рисунку, живописи, композиции, дипломные, пленэрные работы. Его, кстати, могут посетить все желающие по предварительной договоренности. Словом, все идет своим чередом, училище живет полной жизнью.

Куда подевались мальчишки?

С творческих высот не хочется спускаться на землю, но от проблем не уйти. Два года в здании училища шел ремонт. За это время многое из оборудования было утеряно. Не хватает подиумов, мольбертов, станков, недостаточное освещение.

Раньше снабжение шло через Союз художников, часть материалов приобретало училище. Сегодня студентам приходится самим покупать краски, холсты, кисти.
Не хватает площадей. Чтобы привлекать преподавателей, необходимо иметь мастерские, где они могли бы работать.

Надо расширять компьютерный класс. Морально устаревшую технику неплохо бы поменять и закупить лицензионные дизайнерские программы — без этого сегодня художникам не обойтись.
Головная боль директора — уличная спортивная площадка.

— Вот ищем спонсора, который помог бы нам ее оборудовать, — вздыхает Галина Геннадьевна.

Беспокоит преподавателей и то, что в училище перестали приходить мальчишки.

— Причем это касается всех художественных училищ, академий России, — сетует преподаватель Анатолий Омельченко. — Куда делись юноши, невозможно понять.

Возможно, связано это с тем, что профессия художника не дает уверенности в будущем и материальной стабильности. В советское время выпускников училища распределяли художниками на предприятия, в производственные художественные мастерские — полиграфия требовала массы оформителей.

То есть люди не оставались без куска хлеба. И каждый был волен заниматься личным творчеством, отправляться в свободное плавание, предлагать свои работы знатокам и ценителям.
А есть ли сегодня в стране интеллектуальная элита, способная оценить настоящие произведения, а не ту безвкусицу, что предлагают у нас
на «фонтане»? Это большой вопрос.

В последнее время, правда, появилась мода на приобретение картин. Состоятельные люди нанимают консультантов, способных профессионально оценить работы.

Педагоги училища считают, что и государственным учреждениям неплохо бы вернуться к практике покупки работ. В советские времена это помогло сохранить многие шедевры соцреализма.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное