Молочные реки

Молочные реки

Фермерство — дело такое: у одного хозяина дела стремительно идут в гору, другой, что называется, пашет с утра до вечера и… топчется на одном месте

Мы встретились с руководителем одного из успешных фермерских хозяйств из села Воскресеновка Пензенского района Вячеславом Анисимовым. Он рассказал, как у него получается развивать свое дело, с какими трудностями приходится сталкиваться.

Освоить деревенскую науку

— Вячеслав Николаевич, с чего все начиналось?
— С двух коров. Мы с женой завели их сразу после того, как в середине 90-х перебрались из Пензы в село. Помню, друзья нас отговаривали: мол, куда вас несет, городских-то обитателей, — не справитесь! А мы взяли и рискнули. До сих пор помню тех буренок – ведь именно они помогли нам сделать первые шаги в животноводстве.
— Но ведь ваша жена из села?
— Да, это так. Но с тех пор столько времени прошло! Правда, еще в советские годы она работала агрономом и о сельской жизни все-таки имела представление.   
— А фермерское хозяйство когда решили организовать?
— Девять лет назад. В то время небольшие фермы могли получить товарный кредит по областной программе. Зарегистрировали КФХ и через районное агентство поддержки предпринимательства получили шесть коров симментальской породы. Нас заверили, что это высокопродуктивный скот и скоро у нас потекут молочные реки.
Кстати, удивила стоимость животных — более 60 тысяч рублей за голову! В то время на рынке дойную корову можно было купить в три раза дешевле…

Нелегкая доля

— Судя по всему, и ответственности, и работы сразу прибавилось?
— Само собой! Трудились с утра до вечера. Не верьте тому, кто станет рассказывать про быструю прибыль. В первый год дохода от нашего хозяйства мы почти не получали, были одни расходы. В то время впервые пришлось влезть в кредиты.

В подобном положении тогда оказались десятки начинающих фермеров. Ведь животных нужно было не только привезти, но и обеспечить кормами. Из-за того что почти вся прибыль уходила на погашение долгов, некоторые хозяйства не выдерживали нагрузок и прекращали существование.

Но мы не унывали! Несмотря на трудности, продолжали ухаживать за коровами. Очень радовало чувство свободы — знали, что только от нас самих зависит результат нашего труда.
Через пару лет нам предложили взять еще 19 коров. Все они остались после ликвидации нескольких семейных ферм. Мы постарались здраво оценить наши возможности и согласились. Развиваться-то надо, тем более что руководство района обещало помочь.

Сказано — сделано: взялся за топор и соорудил еще несколько телятников и загонов для скота.  

По сносной цене мы покупали в хозяйствах сено (своей кормовой базы-то нет). Власть помогала оперативно решать многие административные вопросы.

— А не было желания все бросить?
— Никогда! Крестьянский труд нам с женой пришелся по душе. Да и как жить в деревне, если не держать скотину? Желание трудиться у нас и сейчас не пропало.

В очередь за фермерской сметаной

— Сколько у вас сейчас животных? Думаете ли расширяться?
— Уже расширяем. Держим 50 голов крупного рогатого скота, из которых половина – дойные коровы. А недавно приобрели еще 35 поросят на откорм. Попробуем развивать мясное направление.

— Как вы со всем этим управляетесь?
— Втянулись. Работаем, что называется, в режиме non-stop – без выходных и праздников. Кстати, нам помогают пятеро работников. Из молока делаем кисломолочку, сметану, масло.

— В город ездите продавать?
— Да, вот уже не первый год каждый день возим с женой товар на стареньких «жигулях» на улицу Кижеватова. Люди нашу продукцию любят и ждут, ведь все домашнее, качественное. Домой возвращаемся налегке.
Кстати, подумываем брендировать нашу продукцию, но пока до этого не дошли руки.

В поиске оптимальных решений

— В 2010 году ваше КФХ создало кооператив. Что он вам дал?
— Это был хороший шанс поправить дела. Членами кооператива стали мы с женой, дочка и наши работники. Согласно бизнес-плану приобрели два доильных аппарата и сепаратор. Тогда дела пошли в гору. Но тут приключилась беда…

В засушливое лето у нас сгорели 200 тюков заготовленного сена. В огне едва не погиб весь скот. Тогда мы потеряли почти полмиллиона рублей. Пришлось срочно занимать деньги, опять брать кредиты и покупать корма в три-четыре раза дороже (из-за засухи цены взвинтили).

К счастью, удалось пережить это нелегкое время.

— Не планируете сами выращивать корма?
— Этот вопрос я пытаюсь решить давно. Обращался в районную администрацию с просьбой выделить под ферму пустующую землю на окраине села площадью 11 гектаров. Еще хочу оформить три гектара пахотных земель. Своя кормовая база дала бы мощный толчок развитию хозяйства, и мы бы значительно увеличили количество скота.  

— Сейчас можно оформить господдержку на развитие семейных ферм. Вы знаете об этом?
— Конечно. Но подавать заявку даже не пытались. Дело в том, что одно из главных условий получения такого гранта – наличие в хозяйстве земли. А у нас ее пока нет. Вот и выходит, что более крупные и крепкие хозяйства имеют больше возможностей рассчитывать на господдержку.

— Думаете, дети пойдут по вашим стопам?
— У меня четверо ребят. Все они с малолетства приучены к труду, а значит, кем бы они ни стали, будут рассчитывать только на свои собственные силы.

Кстати, ребята, несмотря на видимые трудности, относятся к фермерству положительно. Думаю, наше с женой начинание будет продолжено.

Главное сейчас — расплатиться по кредитам. А там дело снова пойдет в гору!

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное