Спектакль пензенского драмтеатра «Путь левой руки» вызвал споры

Спектакль пензенского драмтеатра «Путь левой руки» вызвал споры

Сотрудниками музея «Тарханы», которые увидели в материале некоторые неточности

В драмтеатре прошел второй премьерный показ спектакля «Путь левой руки» по пьесе московского драматурга Ольги Михайловой, написавшей ее специально для пензенского театра в рамках творческого проекта «Из-под пера». Автор присутствовала на этом показе, так же как режиссер спектакля Александр Баркар (Москва) и известный столичный критик Григорий Заславский.

— Пьеса про Лермонтова, но без него — это известный прием, — рассказала драматург. — В основе сюжета вымышленная история, в которой популярная московская гадалка по просьбе бабушки Михаила Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой приезжает в «Тарханы». Но что касается литературного материала, то он основан на документах, мемуарах, книгах о Лермонтове, которые я, естественно, проштудировала при написании пьесы. Немаловажно для меня и то, что спектакль должен отзываться в сердцах сегодняшнего зрителя, хотя историческая пьеса сама по себе хороша.

Ольга Михайлова написала пьесу и в расчете, что в ней будут играть возрастные актрисы, которым часто не хватает ролей в театре. Главных героинь сыграли заслуженные артистки РФ Галина Репная и Наталья Старовойт.

Зал с придыханием следил за диалогом их героинь, одна из которых самозабвенно, неистово желала защитить внука от превратностей судьбы, сотворить невозможное, пытаясь изменить ее силами мистических чар. Ее визави же, казалось, был известен трагический конец, и она оттягивала страшное известие, прячась то за мнимым легкомыслием, то за игрой в гадание и ворожбу.

Зрители не могли не сопереживать происходящему на сцене, ведь сыгранная ситуация близка всем людям, готовым сделать все, чтобы отвести беды от своих детей. Русскому женскому характеру присуще желание руководить детьми, внуками, как это делала бабушка Лермонтова в пору детства Мишеньки, но, увы, наступает пора юности, и они уходят из-под родительской власти, начиная творить сами свою судьбу.

В конце спектакля зрители устроили артистам овации. Вышел, правда, небольшой литературоведческий спор между автором пьесы и сотрудниками музея «Тарханы», которые увидели в материале некоторые неточности.

— Когда выводишь на сцену историческую личность, надо избегать биографических ошибок, в частности, касательно внешности Лермонтова, — высказала претензии замдиректора музея-заповедника «Тарханы» Надежда Потапова. — Но играли превосходно, эмоциональное воздействие очень сильное.

Поделился своими впечатлениями и московский критик Григорий Заславский, отметив, прежде всего, игру двух выдающихся актрис.

— Спектакль держит зрителей в напряжении, — добавил он. — Однако лично мне не хватило декораций, театральной атрибутики. Не нравится, что театр, чем дальше, тем больше становится искусством малобюджетным. Но это не вина пензенского драмтеатра, а, к сожалению, реалии нашего времени.

 

Читайте также:

Александр Кабаков: «Писать о дурном интереснее»

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER