Как воспитанницы Мокшанского дома-интерната Америку покорили

Как воспитанницы Мокшанского дома-интерната Америку покорили

Олеся и Даша гордо шествовали по стадиону «Мемориал Колизеум» в Лос-Анджелесе в одном строю с Колином Фареллом

Есть олимпийские чемпионы, которым после блистательных спортивных побед не дарят квартиры и машины, не выплачивают баснословные премии, редко кого из них встречают цветами родные и близкие, их лиц не увидишь на телеэкранах, а их имена известны лишь узкому кругу людей.

Короткий миг триумфа — и возвращение в безвестность. Как правило, в казенный дом. Речь идет о чемпионах Всемирной Специальной Олимпиады для спортсменов с нарушениями интеллекта.

Поплавали в океане

25 июля воспитанницы Мокшанского детского дома-интерната для умственно отсталых детей 22-летняя Даша Шкребина и 24-летняя Олеся Арбузова гордо шествовали по стадиону «Мемориал Колизеум» в Лос-Анджелесе в составе сборной Российской Федерации. Это была церемония открытия XIV летней Специальной Олимпиады 2015 года.

Около 7000 спортсменов из 170 стран… Их приветствовали известные певцы и киноактеры: Стиви Уандер, Аврил Лавин, Эд Харрис и многие другие. Поздравила участников и первая леди США Мишель Обама.

Команду Ирландии сопровождал Колин Фаррелл — звезда голливудских фильмов «Александр», «Телефонная будка» и «Вспомнить все». Знаменитому актеру не понаслышке известны проблемы с воспитанием и реабилитацией особых детей, потому что его старший сын — инвалид детства.

— Там было так интересно и здорово, — вспоминает пензенская спортсменка — бегунья на роликовых коньках, дважды олимпийская чемпионка Дарья Шкребина. — И открытие Олимпиады незабываемое, и сами соревнования. Мы с Олесей выступали в эстафете и личном забеге на 100 и 300 метров. В свободное время купались в Тихом океане, ездили на экскурсии, в парк аттракционов.


Первое свое олим­пий­ское «золото» по бадминтону Даша завоевала в 2006 году на XII Специ­альных Олимпий­ских играх в Шанхае. Разносторонне одаренная спортсменка за прошедшие с того момента годы значительно повысила свое мастерство и удачно дебютировала в других видах спорта.

В 2014 году она вновь вошла в олимпийскую сборную РФ вместе с Олесей Арбузовой. Целый год девушки готовились к решающему состязанию. С ними в системе занимались директор Мокшанского детского дома-интерната Виктор Дружинин и исполнительный директор пензенского отделения движения «Специальная олимпиада России», заслуженный тренер РФ Валерий Ильин. Они настраивали Дашу и Олесю на победу.

И наши девчонки это сделали! Они взяли «золото» в эстафете 2 по 100 м и в индивидуальных дисциплинах: Дарья Шкребина в беге на 300 м (а также «серебро» в беге на 100 м), Олеся Арбузова — в беге на 100 м (а также «бронзу» в беге на 300 м).

Где дом родной

Конечно, больше всех за девушек радовались руководство, персонал и воспитанники интерната, который с ранних лет стал их домом. Даша и Олеся – «отказники». В их личных делах в графе «Родители» стоит слово «неизвестны».

Кто знает, будь они нужны своим мамам и папам, то, может быть, и не стали бы олимпийскими чемпионками…

Но им повезло в одном. Директор Мокшанского дома-интерната Виктор Дружинин относится к своим подопечным, как любящий отец. Они его так и называют: папа.

Его стараниями в учреждении были введены специальные программы реабилитации, открылся филиал коррекционной школы, в котором воспитанникам с 1-го по 6-й классы преподают русский язык, чтение, математику и другие предметы.

Благодаря усилиям Виктора Николаевича на территории интерната было создано реабилитационное отделение с общежитием, производственными мастерскими и домовым храмом. Здесь живут молодые люди с легкой и средней степенью умственной отсталости, достигшие совершеннолетия.

Они могут обслуживать себя, выполнять несложную работу. Перевод во взрослый психоневрологический интернат (это обычная практика) значительно ухудшил бы качество их жизни.

Олимпийские чемпионки Даша и Олеся тоже живут в реабилитационном отделении.

Главный талант

Девочки внешне разные: Даша — хрупкая, с остреньким личиком, а Олеся — крепенькая, как грибок-боровичок. Но обе они одарены волей к жизни и многочисленными талантами.  
Даша — мало того что прекрасная спортсменка, так еще обладает и замечательными вокальными данными. С воодушевлением читает стихи. Неплохо шьет на машинке.

— Только вот готовить у меня не получается, — разводит она руками. — Картошку разве что могу пожарить, и то если кто-то почистит, сама не могу — руки не слушаются.

— А я салат хороший делаю, — делится Олеся. — Из помидоров, огурцов, лука и с подсолнечным маслом. И компоты научилась консервировать.

Воспитатели добавляют, что Олеся прекрасно владеет крючком и спицами.

Но их главные таланты не в этом. У обеих девушек добрые сердца, открытые для любви и сострадания. Они стали чем-то вроде сестер милосердия в отделении для лежачих воспитанников. Даша и Олеся помогают медперсоналу ухаживать за такими тяжело больными детками: кормят, переодевают, купают, занимаются с ними гимнастикой.

В этом году благодаря системе реабилитации трое из, казалось бы, безнадежных лежачих малышей встали на ноги. Виктор Дружинин убежден, что большая заслуга в этом не только медиков, но и старших воспитанниц. Они занимаются с малышами, как с родными, столько сил в них вкладывают.

Стать кому-то нужными

Даша — глубоко верующий человек. Именно ей доверили ключи от домового храма, она тщательно следит за порядком внутри. Ходит на все службы, поет в церковном хоре, часто бывает в паломничест­вах по святым местам Пензенской области.

По словам старшей медсестры интерната Оксаны Ранневой, набожную, чистую душой Дашу были готовы принять послушницей в один из женских монастырей Сурского края.

— Но мы побоялись ее отпустить навсегда. Каким бы чудесным человеком Даша ни была, официально она признана недееспособной. И мы несем ответственность
за ее жизнь и здоровье.

Боязнь руководства выпустить воспитанников из-под своего крыла понятна. Пусть в казенном доме и несладко, но, по крайней мере, у них есть кров, пропитание, одежда. За ними осуществляется надлежащий уход.

— А большой мир непредсказуем, — говорит Виктор Дружинин. — Окажись наш выпускник на улице без присмотра, кто-то его пожалеет, при необходимости поможет, а могут и обидеть беззащитного. Нашим выпускникам нужны опекуны. Но желающих взять на себя ответственность за таких людей мало. Хотя я уверен, что наши девочки стали бы, допустим, хорошими компаньонками для одиноких пожилых людей. Они трудолюбивые, покладистые, старательные и, повторю, добрые и отзывчивые.

Но будущее, по мнению Виктора Николаевича, за негосударственными реабилитационными центрами наподобие «Квартала Луи», где особая молодежь могла бы социализироваться под присмотром взрослых наставников со специальным образованием.

Но пока это только мечты...

… По дороге из Мокшана я размышляла вот о чем. Если бы государство относилось к чемпионам Специальной Олимпиады с таким же почетом, как к здоровым олимпийцам и пара­лимпийцам, Даша и Олеся могли бы получить за завоеванное «золото» по 4 миллиона рублей и по автомобилю. Конечно, они не смогли бы самостоятельно этим всем распорядиться. Но средства можно было бы перенаправить как раз на создание центра реабилитации и социализации, привлечь частных благотворителей.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER