Олег Рубцов: «Главное, чтобы шестеренки мозга крутились»
О самых продаваемых писателях, загадке Акунина, закрытии книжного магазина и многом другом
Олег Рубцов известен пензякам прежде всего как один из организаторов ежегодного фестиваля «Jazz May» и как директор книжной ярмарки. А еще до последнего времени особо подкованные по части «литературы не для всех» граждане захаживали к Олегу в магазин «Впереплете». Там и только там они могли полистать и купить интеллектуальные книжные новинки.
Увы, но некоторое время назад Олегу пришлось закрыть магазин: бизнес от крепкого «нуля» пошел в «минус». А работать с убытком, несмотря на получаемое удовольствие от общения с умными людьми и книгами, Рубцов позволить себе не мог.
Пишут много. Читают мало
— Олег, разве люди стали меньше читать?
— Однозначно. Книга уступает разным другим формам досуга. Конечно, хочется надеяться, что «отваливаются» статисты. Если человек относится к книге исключительно как к форме досуга, естественно, она не выдерживает конкуренции с цифровым телевидением, Интернетом и социальными сетями. Поэтому налицо глубокий кризис жанровой литературы, книг в мягких обложках, бульварных романов и так далее.
Но верю, что читательское ядро неизменно. Людей, читающих серьезные вещи, все то же количество — 5–10 процентов от всего населения.
В том, что книги стали меньше востребованы, ничего плохого нет, кроме того, что это отрицательно сказывается на издательской индустрии, которой нужны тиражи. В таких условиях от публикации части важных текстов издатели вынуждены отказываться.
При всем при этом, как говорит известный телеведущий и литературный критик Андрей Максимов, нет ничего страшного в том, что Пушкин не читал Достоевского. Так же и сейчас.
Объем литературы каждый год увеличивается в геометрической прогрессии. Пишущих людей не становится меньше. Попадаются весьма достойные тексты. Но чтобы прочитать даже только то, что считается общепризнанным, — на это не хватит и нескольких человеческих жизней.
Актуальные тексты по-прежнему выходят, вызывают живой интерес, но у каждого человека своя стратегия познания окружающего мира. И не у всех она лежит через книгу. Главное, чтобы шестеренки мозга крутились, а чем их смазывать, не так уж и важно.
Прививка против чтения
— Нужно ли периодически менять состав книг, обязательных для чтения в школьной программе?
— На мой взгляд, многое из того, что сейчас изучают в школе, надо вообще убрать или отложить до студенческих лет. Например, надо безбожно «выпиливать» Николая Лескова. Не должно быть там никакого «Левши». Это сатирическое и трагикомическое произведение у нас почему-то попало в разряд детской литературы. «Левша», будучи прочитанным в шестом классе, — это мощная прививка, чтобы в будущем человек никогда не взял в руки книги Лескова.
Или Андрей Платонов. Это литература невероятной духовной мощи, и она совсем не для детей. Зачем им «Чевенгур» и «Котлован»? А ведь еще изучают рассказы «Сокровенный человек» и «Юшка», но при этом редкий учитель способен объяснить детям значение самобытной интонации Платонова и ценность его фразеологии.
Наверное, стоит в детстве читать Михаила Булгакова. У его книг есть свойство втягивать в литературу. Булгаков прививает интерес к книге. Я склонен считать, что значимость и сложность романа «Мастер и Маргарита» переоценены. Однако это очень красивая разножанровая история, которая сразу дает некий спектр направлений, по которым читатель может двигаться в зависимости от своих интересов.
Таким же качеством обладает Достоевский. Его присутствие в школьной программе оправдано. Хотя подлинная глубина его текстов понимается только в более зрелые годы.
Можно читать в школе кое-что из Пелевина. Прилепинский «Санькя» тоже хорошо «ляжет» на подростковое протестное мировоззрение. Она дает понимание, что не каждая битва в жизни может быть выиграна, но это не значит, что в нее не надо вступать.
Загадка Акунина
— Многие спорят о творчестве Бориса Акунина. Одни называют этого писателя гением, другие относятся к его творчеству как к идеальному коммерческому проекту. Каково твое мнение?
— Литературу можно рассматривать в разных системах координат. Если мы разложим ее на оси «сюжет — психологическая достоверность», творчество Акунина окажется строго на «сюжетном» полюсе. Это пик сюжетной литературы, ее идеальное воплощение. Все безупречно с точки зрения управления читательским вниманием.
Да, у некоторых возникает вопрос, стоит ли такую идеальную сюжетную литературу считать качественной. Для меня, субъективно, — это хорошая крепкая беллетристика. И читать ее уж точно не зазорно.
Борис Акунин — человек, который десятилетиями сидел и кропотливо изучал литературу. Он заведовал «Иностранкой», переводил японцев. Он нутром чувствует, какие элементы художественного произведения могут захватить, «нажимает» на правильные кнопки, и читатель реагирует ровно так, как Акунин хочет. Он, как никто другой, досконально разбирается в архитектуре художественного текста. В этом смысле он очень крут, и мне хорошо понятно его желание преобразовать накопленный читательский опыт (а он невероятно внимательный читатель) в собственные произведения.
А уж сколько ему платят за строчку, я не знаю. В настоящий момент в деньгах он точно не нуждается и тем не менее продолжает писать.
Нельзя назвать Акунина чисто коммерческим проектом. Коммерческий проект — это когда приходит писатель Д. или М., накидывает пять страниц синопсиса, а потом собирается бригада литераторов и каждый пишет главу. Через неделю книга готова и пошла в печать. Это коммерция. А у Акунина — авторская литература.
— Кто из российских писателей самый продаваемый?
— Тройка лидеров последние несколько лет не меняется. Донцова, Шилова, Устинова. И как раз четвертым идет Акунин, но уже с сильнейшим отрывом от лидеров. У тех, кого мы относим к серьезной литературе, тиражи значительно меньше. Где-то во второй десятке идет Улицкая.
Удивительная история у Мариам Петросян. По всей видимости, она так и останется автором одной книги. Но ее «Дом, в котором…», впервые изданный еще семь лет назад, стабильно продается все эти годы. Интерес к ней не падает.
— Не жалеешь, что закрыл книжный магазин?
— Если говорить о бизнесе, то я изначально не искал выгоды от книг. Магазин «Впереплете» был моей личной историей. Я продавал только те книги, которые интересны мне и моему окружению. И принципиально не продавал то, что мне неинтересно. Речь о балансе ассортимента не шла.
А уж когда стабильный «ноль» перешел в «минус», пришлось все закрыть. Можно было превратить «Впереплете» в магазин массовой книги, но смысла я в этом не видел. Магазин перестал бы приносить мне удовольствие, а денег, сколько хочется, все равно бы не дал. Ну и зачем?
Да, я отдаю себе отчет, что те книги, которые мы возили, в других магазинах Пензы не продаются. Естественно, люди загнанные и увлеченные до сих пор встречают меня и спрашивают о книжных новинках. Если ты твердо знаешь, что тебе требуется, можно зайти и купить это в Интернете. А посмотреть, полистать и выбрать можно только в оффлайн-магазине.
Часто бывает, что человек приходит в магазин, как на выставку. Он долго ходит, думает и выбирает. А затем заказывает приглянувшуюся литературу в Интернете.
кандидаты в клАссики
— Где, по-твоему, находится грань перехода современной литературы в разряд классической? Должно пройти определенное время или же принадлежность к классике определяется исключительно уровнем литературного текста?
— Отдельные произведения видно невооруженным глазом. Какое-то количество нетленки уже создано нашими современниками. Мы видим это у Людмилы Улицкой, Захара Прилепина, Виктора Пелевина, если говорить о русскоязычных писателях. Но текстов, которые спустя время останутся в анналах, абсолютный минимум.
У хорошей книги всегда два пласта. Первый — универсальный, который созвучен общечеловеческим ценностям и несет некую этическую систему. Второй — яркое и оригинальное отражение современности, когда выводится герой своего времени, на которого раньше никто не обращал внимания. Он не затерт, не замызган. Второй пласт со временем может потускнеть, потерять актуальность и значимость, но благодаря ему книгу своевременно поднимет на гребне истории, а созвучность вечным ценностям сделает его непотопляемым. Так вот оба этих пласта должны присутствовать в произведении, которое претендует на то, чтобы остаться в веках.
Вообще, для меня приемлемая, качественная литература — это литература, в которой все не затерто — герои, образы, конфликты, социальные роли и так далее. А как только появляется шаблон, понятная история, например с богатым бизнесменом и любовным треугольником, —это уже бульварщина.
Почему я говорю об отдельных произведениях, а не о современных писателях в целом? К примеру, «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой может претендовать на переход в классическую литературу и место в веках, а ее же «Казус Кукоцкого» — едва ли.
У Прилепина, на мой взгляд, одним из самых перспективных в этом смысле текстов является роман «Патологии». А вторичный и непонятный роман «Черная обезьяна» забудут через несколько лет.
Есть роман Александра Терехова «Каменный мост». Книга, на мой взгляд, совершенно потрясающая. Я бы сказал, что с новым героем. Хотя многие со мной спорят, называя его «животным с маниакальными болезнями». Так вот эту книгу можно считать новаторской с точки зрения жанровой новизны, но в разряд классики она могла бы перейти в том случае, если ее уменьшить в объеме (хотя на этапе редактуры текст уже был существенно сокращен). Ну, она реально ужасно большая, в ней много лишнего.
Наверное, не бывает такого, чтобы гении продуцировали исключительно нетленку. Уверен, что проходные строки были у всех. И Пушкин с Лермонтовым тоже иногда просто расписывали перья. А к классике их «проходные» произведения отнесли уже в силу сложившихся традиций.
10 КНИГ ОЛЕГА РУБЦОВА
1. Р. Уоррен, «Вся королевская рать».
Прямое наследование традиций Достоевского. Уоррен убрал то, что я не люблю в Достоевском, и, наоборот, углубил то, что люблю.
2. Д. Франзен, «Поправки».
Эту историю жизни современной американской семьи ценю за конструкцию и психологическую глубину.
3. Э. Лимонов, «Это я — Эдичка».
Никто так убедительно не анатомировал тему одиночества.
4. В. Маяковский, «Как делать стихи» и «Что вы пишете».
Эти два текста заложили понимание, что же такое поэзия. Как хорошую поэзию отличить от плохой.
5. С. Сахарова, «Академия домашних волшебников», Э. Сетон-Томпсон, «Маленькие дикари».
Детские книги с интерактивным началом. Что-то удивительное с пошаговым руководством к действию.
6. В. Ерофеев, «Москва — Петушки».
Люблю всем сердцем за гуманизм и иронию.
7. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Многие скажут: признаваться в любви к «Мастеру…» банально и в каких-то смыслах пошло. Но через эту книгу я открыл для себя литературу. Прочитал ее раз 30. Многие фрагменты знал наизусть.
8. Ж-П. Сартр, «Тошнота».
Многие не любят книгу за депрессивность. Для меня же это самая что ни на есть мотивационная литература.
9. Х. Кортасар, «Преследователь».
Кортасар отступил от своего традиционного магического реализма и рассказал глубокую историю отношений музыкального критика и джазового музыканта.
10. Ю. Мисима, «Исповедь маски».
Благодаря этой книге, я в 13 лет узнал, что истории бывают не только про пиратов и индейцев, но и про гомосексуалистов и прочий декаданс.
Читайте также:
Наталия Кугель:«Я не в пятой колонне — я в шестой палате»
Владимир Бирюков:«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит»
Автор: Влад БЕЛЯКОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков поздравил с профессиональным праздником пензенских аграриев
Спикер регионального парламента поблагодарил тружеников села за самоотверженный труд