От гранта до гранта?

От гранта до гранта?

Из всех некоммерческих организаций, существующих в Пензенской области, активно работают всего 10%. Что мешает остальным?

Пензенский благотворительный фонд «Гражданский союз» выпустил отчет о состоянии гражданского общества в нашем регионе за 2014-й и первую половину 2015 года. По мнению руководителя фонда Олега Шарипкова, сейчас на первый план выходят неформальные городские сообщества, которые в основном не работают регулярно, а живут событиями. Например, организуют выезды в детские дома, автопробеги, экспедиции, уборку мусора и т.д.

Десять — десять

— Олег Викторович, на одном только сайте «Гражданского союза» вывешен список 174 официально зарегистрированных НКО Пензенской области. В некоторых источниках упоминается гораздо большее число. Но реально работающих, по-моему, намного меньше.

— По данным Минюста РФ, на конец 2014 года в Пензенской области были зарегистрированы 1900 НКО. Но в их числе и политические партии, и религиозные объединения, кроме того – автошколы, языковые курсы, федерации различных видов спорта...

Мы не стали их включать в отчет, и в итоге получили 444 социально ориентированных НКО. В общем, их количество не уменьшилось по сравнению с 2011–2012 годами — временем нашего первого отчета. По-прежнему преобладают ветеранские НКО, те, которые работают с пожилыми людьми, с инвалидами, с детьми и молодежью. Стало больше благотворительных фондов.

Есть НКО, позиционирующие себя как экологические, но это не совсем верное определение. Да, они делают полезные дела, например очищают берега рек от мусора, но не занимаются собственно охраной окружающей среды.

У нас нет классических организаций, работающих в сфере защиты прав человека, профилактики наркомании и алкоголизма. Исчезли объединения помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Мы вывели для оценки деятельности НКО эмпирическую формулу «Десять — десять». Суть ее в том, что активных организаций в регионе всего 10 процентов от общего числа. А среди них, в свою очередь, только 10 процентов профессиональных – то есть таких, которые работают пять дней в неделю по восемь часов и у которых в штате не менее двух сотрудников, получающих зарплату.

Встретились и разбежались

— С каждым годом появляется все больше неформальных городских сообществ — групп людей, объединенных общей идеей, не числящихся ни в одном госреестре.
— Да, и «Гражданский союз» провел уже три форума городских сообществ. Пик их активности так же, как и НКО, пришелся на 2013–2014 годы. Именно при их активной поддержке проводились такие значимые мероприятия, как благотворительный спектакль «Мертвые души», фестиваль «Jazz May», фестиваль НКО «Добрая Пенза» и др.

Но все же городские сообщества не ведут регулярной деятельности, а живут событиями, проводя время от времени какие-то акции для себя или для горожан.

Если НКО так или иначе взаимодействуют с властью, то городские сообщества существуют как бы в параллельном мире, по принципу взаимного непризнания. Чиновники считают, что если нет юридического лица, то и сообществ никаких нет. Те, соответственно, утверждают, что и без власти прекрасно проживут.

Проблема еще и в том, что у нас процесс регистрации и отчетности по НКО сильно забюрократизирован. К примеру, документы на открытие бизнеса рассматривают за 3–5 дней, а на открытие НКО — за 30. Поэтому городские сообщества и не стремятся регистрироваться официально.

— А может быть, и зря? Ведь сейчас государство оказывает НКО большую финансовую поддержку.
— Конечно, господдержка стала более ощутимой. Так, в 2012 году всего семь НКО региона получили гранты из областного бюджета, в 2013-м — 28, а в 2014-м — уже 84, на общую сумму 13,8 млн рублей.

Плюс федеральная поддержка. В 2013–2015 годах 13 общественных организаций стали обладателями президентских грантов на общую сумму почти 22 млн рублей.

Хотя большая часть выделенных на НКО федеральных средств (50–70 процентов) оседает в Москве и Санкт-Петербурге. Оставшаяся сумма распределяется между остальными 87 регионами, причем неравномерно.

Связь поколений

— Кстати, ряд организаций у нас сейчас живут как раз от гранта до гранта…
— Это неправильно, нужно по максимуму диверсифицировать источники денежных поступлений. Сейчас государство дает на поддержку НКО много денег, но экономическая ситуация нестабильна, и завтра расходы могут урезать. И организации, действовавшие только за счет бюджетных средств, тут же прекратят свое существование. Рассчитывать только на бизнес тоже не стоит, особенно в кризис.

Самая большая поддержка — это частная благотворительность: люди стали жертвовать гораздо больше и чаще.  

Плюс целевой капитал местного сообщества. Нам удалось собрать серьезную сумму — 6 млн 100 тыс. рублей, мы положили деньги в управляющую компанию. Она ежегодно перечисляет нам дивиденды, на которые мы поддерживаем различные общественные инициативы.

В отчете на этот раз мы не стали анализировать половозрастной состав НКО, а он не внушает особого оптимизма. В руководстве в основном дамы пенсионного возраста, привыкшие работать по определенному, уже устаревшему шаблону в деле привлечения средств, взаимодействия с аудиторией.

Однако в городских сообщест­вах много талантливой, продвинутой молодежи, в их числе и банковские работники, и IT-специалисты. И если они объединят свой творческий потенциал с ресурсами, имеющимися у НКО, — получится плодотворное сотрудничество нам всем на благо.

Олег Шарипков отмечает, что сейчас в деятельности некоммерческих организаций в Сурском крае наблюдается спад, а некоторые из них, когда-то игравшие серьезную роль в общественной жизни, и вовсе прекратили свое существование.

ОФИЦИАЛЬНО

По мнению и.о. начальника Департамента внутренней политики и массовых коммуникаций Пензенской области Александра Елатонцева, региональный сектор НКО демонстрирует качественный рост.

— Я не согласен с тем, что в среде некоммерческих организаций сейчас спад активности. В среде городских сообществ — возможно. Что касается НКО, то здесь официальная статистика по региону свидетельствует о том, что количественный рост в этом секторе перешел в качественный. Наши организации стали получать больше грантов на региональном и федеральном уровнях, очень вырос уровень предлагаемых социальных проектов, они стали более серьезными и конкретными.

Отмечу еще одну позитивную тенденцию в развитии «третьего сектора» — формирование в нашем регионе первого целевого капитала.

На сайте правительства Пензенской области в свободном доступе в разделе «Некоммерческие организации» представлен реестр НКО нашего региона, получивших поддержку от органов исполнительной власти с 2012 года. На сегодня в этом реестре 270 записей о финансовой, имущественной и иной господдержке «третьего сектора».

На мой взгляд, роль городских сообществ несколько преувеличена. Хобби-группы, или группы по интересам, переросшие в городские сообщества, невозможно проанализировать только по количеству лиц, подписанных на них в социальных сетях. К тому же, далеко не все городские сообщества нацелены на оказание услуг населению в социальной сфере, зачастую они ориентированы лишь на креативную, нестандартную реализацию своих идей.

К сожалению, в отчете фонда «Гражданский союз» не содержится экспертных рекомендаций для органов государственной власти. Надеюсь, что в дальнейших исследованиях будут представлены и мнения, и предложения.

Информацию о получении финансовой поддержки для социально ориентированных НКО можно найти здесь и здесь.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное