Любовь к Родине не рождается сразу

Любовь к Родине не рождается сразу

Пензенские педагоги делятся опытом, как заинтересовать детей и подростков историей родного края и его традициями

В Пензе прошел традиционный областной августовский педагогический совет. Диапазон обсуждаемых вопросов в этом году оказался очень широким: инклюзивное образование и создание безбарьерной среды, развитие сети дистанционного образования детей-инвалидов, использование электронных учебников. Также затрагивались проблемы дополнительного образования детей в школах региона и развития на базе школ выездных музыкальных или спортивных классов. Особенностью педсовета этого года стало участие в нем педагогов дополнительного образования.
Одной из площадок, вызвавших немалый интерес среди педагогического сообщества, стало духовное и культурное воспитание подрастающего поколения. В настоящий момент многие традиции и приоритеты нашей системы воспитания и образования утрачены. Можно сказать, что сама жизнь выдвинула эти направления в качестве приоритетных. Как вернуть утраченное? У каждого района оказался собственный опыт и наработки в этой сфере.

Наталья Николаевна Зарубина, воспитатель детского сада №14 г. Сердобска:
— У многих сейчас искажены понятия патриотизма, доброты, великодушия. Материальные ценности часто преобладают над духовными. Поэтому хочется донести до наших деток информацию о добром и вечном. В нашем детском саду, как и у многих коллег, организована комната русского быта. Но нашей изюминкой стало то, что мы с самого раннего возраста знакомим детей с сокольской керамикой. Недалеко от нас находится село Соколка, где раньше изготавливали различные керамические изделия, которые были широко известны. Ребята встречаются со старожилами села, которые рассказывают об особенностях этой посуды, показывают, как ее правильно делать. У сокольской керамики расширенное дно и суженное горлышко, она очень темного цвета, хотя делается из светлой глины. Потом на занятиях в детском саду ребята с удовольствием пытаются повторить все увиденное.
Кроме того, огромное внимание мы уделяем фольклору. Уже много лет в детском саду существует фольклорный ансамбль «Ручеек». Его участники не только исполняют народные песни, попевки, но и знакомятся с историей русского фольклора.

Людмила Анатольевна Демидова, директор средней школы с. Старые Турдаки Городищенского района:
— Ни для кого не секрет, что в селах сегодня немало проблем: в дефиците интересный досуг, кое-где остаются проблемы с занятостью, оттоком молодежи в большие города. На наш взгляд, центр возрождения села — это школа. Именно поэтому мы стали участниками регионального проекта «Живи, село». Он позволил вовлечь детей в массу интересных проектов, которые связаны с благоустройством, краеведением, предпринимательством, спортом. Это не просто красивые слова: мы благоустраиваем скверы и аллеи, восстановили хоккейную площадку, в школьной теплице выращиваются овощи, дети под руководством педагогов заготавливают лекарственные травы, а также выращивают кроликов.

В результате мы получили выпускника, который, покидая стены школы, может с легкостью адаптироваться во взрослой жизни. В проекте мы участвуем уже третий год. За это время на территории нашего сельсовета было организовано 75 рабочих мест, в 2013 году было открыто 7 предприятий, в 2014-м — 9, а за полгода 2015-го — 10 предприятий. И самое главное — среди наших выпускников были те, кто проникся идеей развития малой родины и не покинул село в погоне за большими деньгами.

Татьяна Евгеньевна Холодкова, музыкальный руководитель детского сада «Солнышко» Башмаковского района:
— Наш детский сад — один из самых крупных в районе. Его посещают 233 ребенка. И мы считаем, что именно в дошкольном возрасте детям нужно прививать любовь к родине и развивать чувство прекрасного. Музыка в этом смысле играет главенствующую роль. Особенно русская народная. Для того чтобы дошколятам было проще воспринимать информацию, мы создали уголок русского быта «Дворница». Дети очень любят там собираться, рассматривать различную утварь, слушать сказки, песенки. Мы знакомим деток с историей русского быта, с достижениями конкретного района в истории и экономике всей области. Стараемся привить им понимание того, что их родной край – это частичка родины.

Михаил Иванович Васильев, директор «ПензоблСЮТур»:
— В воспитании детей и подростков огромную роль играет туризм. Именно поэтому все мы видим, как в последние годы развивается внутренний туризм.
Уже не один раз доказано, что лучше всего школьники изучают историю, начинают искренне интересоваться традициями и обычаями родного края после того, как ногами пройдут необъятные просторы малой родины. Когда подросток сам пройдет вдоль Сурского водохранилища, попутешествует по нашим прекрасным рекам, прекрасной лесостепи, вот тогда он и узнает, что у нас просто великолепная природа, в деревнях и поселках живут замечательные люди, которые хранят и передают из поколения в поколение легенды, фольклор, историю. Поэтому мы отправляемся в походы. Вне зависимости от времени года. В течение года почти 20 тыс. школьников совершают походы по территории области и даже за ее пределы.

Недавно был занимательный случай: во время полевого палаточного лагеря одна из его участниц возле костра стала играть не на гитаре, как это чаще всего бывает, а на скрипке. Ночное небо, звезды… И среди деревьев и бытовой необустроенности звучали произведения Шостаковича и Бетховена. Девочка, конечно, произвела фурор. Участники лагеря соприкоснулись не только с путешествием, но и прониклись наследием мировой культуры. После этого мы задумались о том, что было бы хорошо, если бы сотрудники учреждений культуры вместе с нами отправлялись в подобные походы.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное