В некоторых пензенских школах набрали по 8-9 первых классов

В некоторых пензенских школах набрали по 8-9 первых классов

Директор школы №77 Юрий Прошкин не исключает второй смены в будущем году

Классы не резиновые

Кажется, еще не так давно даже городские учителя жаловались: скоро учить будет некого. Таковы были последствия демографической ямы трудных 90-х. В классах порой едва набиралось два десятка человек. Но в 2000-е жизнь стала относительно спокойной и стабильной, за второго ребенка государство стало поощрять семьи материнским капиталом. Из ямы выкарабкались.

В последние годы наполняемость школ в областном центре заметно выросла, особенно в тех микрорайонах, где идет активная застройка. В Пензе в новом учебном году за парты впервые сели 5520 девчонок и мальчишек, что на 300 человек больше, чем в прошлом.

В ряде школ количество классов грозит побить рекорды советского времени, когда директора шутили, что на параллель не хватает букв алфавита.

К примеру, целых восемь классов набрали в школе № 77 (микрорайон ГПЗ).

— Я в первый раз видел столько первоклашек! — делится впечатлениями от нынешнего Дня знаний директор школы Юрий Александрович Прошкин. — К нам пришло более 220 малышей.  Стоял вопрос об открытии еще одного — девятого по счету — класса. Но мы бы его уже не потянули. Школа-то не резиновая. Мы и так еле разместились, кабинетов катастрофически не хватает.

Это при том, что в активе два здания, которые находятся рядом (разделены проезжей частью). Одно, так сказать, историческое, а второе строилось как самостоятельное учебное заведение, но в 2011 году его присоединили к действующему. В новом корпусе были оборудованы современные кабинеты для проведения уроков технологии, информатики, английского языка и др. В этом году туда переселили часть начального звена, в том числе и первоклашек.   

На классах, где занимаются малыши, пока еще висят старые таблички: кабинет истории, географии, математики… Некоторые даже не успели переоборудовать. Например, первый «З» класс расположился в кабинете химии.

Каких-то десять лет назад...

Когда в 2002 году Юрий Прошкин был назначен директором школы, в ней учились около 900 человек.  На месте второго корпуса было болото, где обитало семейство уток, дальше шли огороды и лес. А сам ГПЗ-24 был представлен заводом, общежитием и десятком многоэтажек. А потом начался строительный бум, и микрорайон стал зоной перспективной жилищной застройки.

Население здесь менялось волнами. Сначала его составляли люди, получившие еще в советские годы жилье от завода. Позже квартиры тут стали приобретать те, кто в лихие 90-е зарабатывал на жизнь торговлей. Потом здесь стали селиться военные, получившие жилищные сертификаты. Также тут давали квартиры сотрудникам нефтяных и газовых компаний Западной Сибири, рыболовных организаций Мурманска, горно-обогатительного комбината из Казахстана. Проживает много выходцев с Северного Кавказа, Украины, Белоруссии и даже Кореи.

— Школа играет роль эдакого плавильного котла, — считает Юрий Александрович. — Ежегодно мы принимаем новую партию детей из семей с различными традициями, ценностями, привычками, и за год как бы приводим их к «общему знаменателю».

А потом — вторая смена?

Число учащихся тут ежегодно увеличивается на 40–50 человек. Сегодня общее количество ребят превышает 1,5 тысячи. Это второе по количеству учащихся учебное заведение в городе (на первом месте лицей № 2, который находится в центре города).

А микрорайон продолжает строиться. С одной стороны, это хорошо. Но с другой…

— Второй смены в следующем году нам, видимо, не избежать, — грустно констатирует Юрий Александрович, — а жаль.

Дело даже не в том, что это неудобно и для родителей, и для школьников, и для учителей. Просто школьная программа в последние годы стала гораздо сложнее, а жизнь насыщеннее. После уроков многие ребята идут на дополнительные занятия, кружки, секции. Доказано, что лучше всего наш мозг воспринимает информацию в первой половине дня. К вечеру ученик, отучившийся во вторую смену, будет как выжатый лимон.

Юрий Петрович не одинок в своих опасениях. В некоторых районах Пензы складывается ситуация, когда общеобразовательные учреждения не могут принять всех желающих. Нехватка мест острее всего ощущается в центре Пензы (ул. Суворова и Пушкина, причина — закрытие на ремонт школы №14), а также в микрорайонах Шуист и Арбековская застава.

Дети подрастают

Проблему с детсадами за последние годы в Пензе практически решили — вон сколько новых дошкольных учреждений и дополнительных групп открылось за последние пять лет! Но ведь дети растут. И куда они пойдут учиться?

Активно строится и Город Спутник. Но ни одной школы там нет, а ближайшая Терновка в скором будущем не сможет принять всех детей-новоселов. В этом году проблему с нехваткой мест частично удалось решить за счет открытия восьми классов начального звена при детских садах. Но в будущем городу необходимо строить полноценные учебные заведения или хотя бы расширять имеющиеся.

Своими силами муниципалитет вряд ли решит такую масштабную задачу, ведь строительство современной школы обходится примерно в полмиллиарда рублей. Но тем не менее работа в данном направлении уже ведется.

— В 2015 году на федеральном уровне собираются запустить программу по строительству не только детских садов, но и общеобразовательных школ, — рассказал начальник Управления образования города Пензы Юрий Голодяев. — Пенза должна стать ее участником.  

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER