Пензенские пчеловоды намерены поднять цены на мед

Пензенские пчеловоды намерены поднять цены на мед

С какими реалиями столкнулись пасечники «ПП» рассказал директор некоммерческого партнерства по поддержке пчеловодства в области «Пензенский мед» Сергей Цыганов

Подорожала упаковка

— Сергей, как отразился сегодняшний кризис на пчеловодстве и самих пасечниках?
— Пчеловодческая отрасль специфична. Состояние наших дел больше зависит от погодно-климатических условий, природных явлений, чем от стоимости барреля нефти и курса доллара. На сбыт кризис немного повлиял, потому что покупательская способность населения упала. Кто-то отказался от дорогого сортового меда в пользу более дешевого цветочного, разнотравного. Но пензенцы как ели мед, так и едят. Полезный продукт должен быть в рационе. Хорошо, что многие это понимают.

Объемы продаж в целом не упали. Тем более что мы, несмотря на разные внешние факторы, не поднимали отпускные цены на протяжении последних трех лет. К примеру, сахар за это же время подорожал в два раза.

— Но есть же какие-то компоненты производства, которые пчеловод закупает ежегодно? Разве они не поднялись в цене?
— Ежегодно пасеки никто не модернизирует. Да, покупаются какие-то расходные материалы — рамки, ульи, вощина и ветеринарные препараты. Все эти вещи, как правило, отечественного производства. Если ветеринарные препараты и подорожали, то не более чем на 5–10 процентов.

Импортное оборудование подорожало более существенно, например медогонки, гребешки, ножи. Зато на рынке появилось больше российских аналогов.

Буквально вчера мне прислали деловое предложение с прайсом оборудования одной из отечественных фирм, и я обратил внимание, что цены немного снизились по сравнению с прошлым годом. Наверное, кризис на всех действует по-разному. В данном случае ребята решили уступить в цене, поскольку ориентируются на покупателя.

А вот упаковка действительно подорожала. Буквально за год ее стоимость выросла в два раза. Этикетки стали чуть дороже. Делают упаковку в России. Но некоторые составляющие производства — импортные. Плюс транспортные расходы возросли. Поэтому мы все же думаем о некотором повышении цен, чтобы хотя бы компенсировать стоимость возникших дополнительных расходов. Но оно в любом случае будет небольшим. И не по всем сортам. Гречишный мед точно поднимем процентов на 15. Тем более что его производство в Пензенской области невелико.

— Можно сказать, что в кризис никто из пасечников не разорился и не закрылся?
— Несколько пасек закрылось в прошлом году. Но связано это с тем, что за последние три года произошло перенасыщение рынка меда. Его у нас в избытке. Мы даже вывозим продукцию в соседние регионы. Мед у нас вообще один из самых дешевых в стране.

Бренд нуждается в раскрутке

— Но выражение «пензенский мед» все равно у потребителя не на слуху. А вот, к примеру, «алтайский мед» — совсем другое дело.
— Тут нужно учитывать исторический фактор. Бренд «Алтайский мед» начали раскручивать не три года назад, а еще в советское время. Так же, как и «Башкирский мед». Иногда становится обидно, когда, например, в Краснодаре менеджер сети «Магнит» у нас спрашивает: «А что, разве у вас в Пензе производят мед?». Между тем мед мы производить умеем, и у нас он очень качественный.

— Присутствует ли продукция пчеловодов, входящих в ваше партнерство, в торговых сетях?
— Мы плотно сотрудничаем и сетями «Магазин моего района» и «Караван». Уже давно работаем, и надеюсь, наша симпатия взаимна. В «Магнит» войти сложнее. У них более жесткие требования по объемам и срокам поставки.

В конце сентября — начале октября станет понятно, сколько меда мы произвели за текущий год. Тогда и будем определяться, стоит ли нам пробивать дорогу в «Магнит».

Наше — вкуснее!

— Смежные отрасли — кондитерскую и фармакологическую — можно назвать вашими партнерами?
— Я долго пытался подружиться с пензенскими кондитерами. Встречался, общался. Мне говорили в правительстве: у вас много точек соприкосновения, работайте. Однако вынужден констатировать факт — мед в нашем кондитерском производстве используется в катастрофически малых объемах.

Кондитерам нужны длительные сроки хранения продукции. Это рынок диктует. Поэтому вместо меда они берут заменители. Натуральный продукт закупают единицы. И, повторюсь, очень маленькими партиями. Поэтому не дам гарантии, что если ты прочитал на этикетке «Пряник медовый», в нем есть хотя бы капля меда. Скорее всего, нет. Хотя тенденции меняются к лучшему.
Насчет фармакологии затрудняюсь ответить. В Пензенской области есть пчеловоды, сотрудничающие с подобными предприятиями. Но речь опять же идет о незначительных объемах. В основном это производство всяческих БАДов.

— Санкции помогли пензенскому производителю или же наоборот?
— Безусловно, санкции дали больше плюсов, чем минусов. Местная продукция реально стала более востребованной. Дешевый фальсификат постепенно исчезает с прилавков, уступая место натуральному и качественному продукту, произведенному в России и в Пензенской области, в частности.

Скажу про себя: я хожу в продуктовые магазины, где представлен пензенский производитель. И стараюсь покупать исключительно наши продукты. Не только чтобы поддержать коллег, а потому что наши сыры, молоко, колбасы вкуснее. Пожалуй, у нас только консервы не делают — рыбные и грибные. Но и их всегда можно найти российского производства.

— Вернемся к кризису. Лично на вас он как-то повлиял?
— Практически никак. Сбережений у меня нет. Все деньги вкладываю в дело. То есть все средства находятся в обороте — в меде, пчелах, продукции. Так что я никакого кризиса не ощущаю.

— Россия во все времена славилась своим медом. Будущее за нами?
— Производством меда похвалиться мы можем. Но, к сожалению, по потреблению этого продукта на душу населения мы сильно отстали от стран Европы и Азии. Больше всего меда едят в Японии. Живут, кстати, японцы, не мне тебе рассказывать, намного дольше.

В Европе по потреблению меда одним из лидеров является Германия. Сама производит его в недостаточном количестве, поэтому вынуждена закупать. Кстати, в том числе и в России.
У нас люди когда мед едят? Спрашиваю у покупателей, они отвечают: «Когда заболеем!». А мед надо есть не чтобы лечиться, а чтобы быть здоровым. Тогда и вся нация будет здоровая!
Пройдет еще сколько-то лет, и до людей, наконец, дойдет, что наше — все же лучше. Пусть даже где-то чуть дороже.

СПРАВКА «ПП»

Сергей Цыганов — председатель некоммерческого партнерства по поддержке пчеловодства в Пензенской области «Пензенский мед». Родился в Казахстане. Окончил Джамбульский химико-технологический техникум по специальности «электрик». Потомственный пчеловод. В Пензу на постоянное место жительства переехал весной 2009 года. Приобрел 30 пчелосемей и организовал пасеку в селе Алферьевка Пензенского района.

С 2012 года, когда в регионе было зарегистрировано НП «Пензенский мед», отстаивает интересы пчеловодов, производящих качественный мед. Последние объединились с целью реализации своей продукции под единым брендом.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное