Методика обучения учителя ИЗО из Пензы признана одной из лучших в России

Методика обучения учителя ИЗО из Пензы признана одной из лучших в России

Наталья Золотцева из школы №12 удостоена премии Президента РФ

Неталантливых детей не бывает

В школе мы все много рисовали: на последних страницах тетрадок, в учебниках, особенно здорово получалось рисовать на партах. Еще был такой школьный предмет специальный, сначала он назывался «Рисованием», чуть позже — «Изобразительным искусством», хотя все просто говорили: «ИЗО». Это был самый необязательный предмет, который можно было легко прогулять, а потом принести рисунок на заданную тему. Правда, чаще всего рисовали рисунок… старшие родственники, имеющие к этому способности.

Наталья Золотцева уверена, что каждый ребенок уникален. Если не умеет рисовать — значит талантлив в другом. Главное, чтобы он сам в себя поверил, а педагог должен лишь направить и слегка подтолкнуть в мир искусства и прекрасного.

За плечами Натальи Юрьевны более 20 лет педагогического стажа. За эти годы ей удалось накопить столько знаний, наработок и идей, что шкатулка с секретами профессиональной деятельности стала полна. Педагогу захотелось поделиться своими знаниями как можно с большим количеством людей.

— Целых пять лет я кропотливо шла к победе в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», — начала свой рассказ Наталья Юрьевна. — Сначала были городские и областные конкурсы, конференции. Теперь удача улыбнулась на всероссийском.

Стоит подчеркнуть, что всего из Пензенской области в финал конкурса прошли 8 учителей (заявлялись 52), со всей России — 1 тысяча. Каждый из них получит премию в 200 тысяч рублей.

— Когда узнала о том, что выиграла, была на даче. Если честно, то долго не могла поверить, — улыбаясь, говорит педагог. — Но вот в чем я была сразу уверена, так это в том, на что потрачу часть премии. Учителем я стала благодаря родителям, которые вложили в меня огромное количество теплоты, заботы и любви, часто в чем-то себе отказывая. И когда впервые подала документы на конкурс, решила, что если выиграю, отправлю маму и папу на отдых. К сожалению, папы уже нет. Но мама обязательно в этом году поедет на отдых. Родители — это самое чистое, светлое и родное, что может быть у человека.

Не урок, а песня

На конкурс пензячка представила свою методику того, как в детях сформировать личность, которая будет духовно и культурно развита. Причем свою работу педагог строит на основе пензенской культуры: изобразительного искусства, музыки, архитектуры, географии и краеведения. Казалось бы, как на обычном уроке рисования можно все это совместить?

— Очень просто, — говорит Наталья Золотцева, с гордостью демонстрируя работы ребят, бережно хранимые в огромных папках. — Нужно просто особенным образом построить работу и не бояться экспериментировать. Вы знаете, ведь дети не дают стоять на месте (в профессиональном смысле). Благодаря им я сама постоянно узнаю что-то новое, двигаюсь вперед и совершенствую свои знания. Главная моя задача — научить детей видеть прекрасное в самых обычных и привычных вещах.

Буквально с первого класса педагог рассказывает ребятам о том, какие ремесла и промыслы характерны для того или иного района области: например, Городищенский район всег
да славился резчиками по дереву, а Никольский — мастерами-стеклодувами. На уроках ИЗО они узнают о традиционной пензенской игрушке, о национальных костюмах народов, населяющих Пензенскую область.

— Одновременно с этим ребята ищут дополнительную информацию о том, какие особенности есть у пензенской игрушки, чем она отличается от других. Мы учимся толерантности, после изучения костюмов многие всерьез начинают интересоваться своей родословной, — добавляет педагог. — Часто мы совершаем прогулки по улицам Пензы и рассматриваем наши памятники, архитектурные достопримечательности, фонари. А потом садимся и рисуем-клеим-складываем то, что особенно по­нравилось. Причем не просто так, а под музыку или стихи, написанные пензенскими авторами. Знаете, дети этим очень проникаются. С первоклашками мы часто начинаем с того, что знакомимся с Пензой: клеим макеты зданий, формируем из них улицы, проспекты, скверы. И выходим далеко за пределы парт. Бывает, что все свободное пространство на полу, вдоль доски – это уменьшенный город.

Страхам конец

Многие из нас наверняка недолюбливали уроки ИЗО. Ведь талант к рисованию есть не у всех. Наталья Золотцева уверена, что если таланта нет, его, конечно, и не будет. Но каждый ребенок уникален. И его творчество индивидуально.

— К примеру, мы доходим до портретов. В классе сразу шум и гам: «я не умею», «не получится» и «не смогу». Предлагаю особенно неуверенным ребятам не рисовать, а сделать аппликацию. Мы вырезам все части лица (нос, рот, глаза, брови, волосы), добавляем отличительные особенности (очки, усы, родинки), при этом обязательно соблюдаем пропорции. Это так увлекает, что порой детей невозможно остановить в полете творчества, — поделилась секретами мастерства Наталья Юрьевна. — Стараюсь использовать в работе и предлагаю школьникам самые разнообразные материалы и техники: ватные диски и палочки, старые журналы, мы рисуем пальцами и даже нитками.

В школе не просто уделяют внимание культурному и творческому наполнению ребенка — ребят старших классов знакомят с азами художественных конструкций и моделирования, с мировой художественной культурой и черчением.

— В Пензе много технических вузов. Наши выпускники часто сталкиваются с тем, что, поступая в них, имеют слабое представление о чертежах, их построении. Им бывает сложно быстро в это вникнуть. Поэтому мы даем им начальную подготовку, — говорит педагог. — Но самое важное, что часто моя работа строится на совместной работе «учитель–ребенок–родители». Мамы и папы, бабушки и дедушки с огромным удовольствием включаются в совместные проекты. А это – общение, ведь сейчас нам его так не хватает.

Новый год в начале осени

Наталья Золотцева не мечтала стать учителем. Она хотела стать известным художником. Но судьба распорядилась так, что сразу после окончания художественного училища она начала работать в школе.

— Знаете, что у меня спросили ребята на самом моем первом уроке? «А сколько вам лет?». Я была совсем юной, а они старшеклассники. И я до сих пор вспоминаю их с особой теплотой. И они помнят этот урок, — улыбаясь, говорит Наталья Юрьевна. — Каждое 1 сентября для меня — это важный, волнительный и очень светлый день. А еще – это начало нового года. Да, для меня год начинается именно в первый день осени. Знаете, я, наверно, счастливый человек: хожу на работу с огромным удовольствием. И ни на один день не пожалела о том, что связала свою жизнь с педагогикой и детьми. От ребят идет огромное тепло, которое хочется впитывать в себя и делиться им с окружающими.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное