Как вас найти ВКонтакте?
Молодой педагог Александра Филина рассказала о том, чем живет современная школа и как начинающему учителю заслужить авторитет у молодежи
Без харизмы не обойтись
— Часто слышишь, что учителя в России продолжают «стареть» — средний возраст педагога порядка 50 лет. На Тихвинском форуме молодых педагогов России, прошедшем в Санкт—Петербурге, вы говорили о проблемах, с которыми сталкивается выпускник педагогического вуза, впервые пришедший в школу. Какие сложности приходится преодолевать в начале карьерного пути?
— Проблем немало. Признаюсь, что после окончания института я не сразу пошла работать в школу. Сказался неудачный опыт прохождения практики. Для меня важно было видеть от директора хоть какую—то реакцию на то, что и как я делаю. Но обратной связи не было. Это и отпугнуло. Но позже я поняла, что не могу без детей, без творчества, без школы.
И со второй попытки мне повезло. Попав в пензенскую школу №37, я поняла: это место, где я действительно хочу быть. Произошло это благодаря развитому институту наставничества. Кому—то мои слова покажутся пафосными, но без поддержки и советов опытных педагогов молодой учитель долго будет чувствовать себя как рыба на суше. Нужно, чтобы всегда было к кому подойти, посоветоваться, попросить объяснить что—то. Если начинающий учитель сможет влиться в педагогический коллектив, найти подход к детям, то можно считать, что полдела сделано — адаптация прошла успешно. На прошедшем форуме об этом говорилось очень много.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный педагог? Кто может идти работать в школу, а кому лучше выбрать другую профессию?
— Вопрос непростой. В первую очередь, у Учителя (с большой буквы) должен быть определенный темперамент и характер. Открытость, отзывчивость, желание что-то делать, покорять новые вершины, вливаться в новые проекты, собирать вокруг себя детей и заряжать их своими эмоциями — это то, что отличает Учителя от обычного педагога. Ведь согласитесь, человек, замкнутый от природы, предпочитающий одиночество, вряд ли соберет вокруг себя единомышленников и сможет повести их за собой.
На мой взгляд, учитель — это не только призвание. Это определенный образ жизни, учителем нужно родиться, и никак иначе. Поэтому в школе должны работать только те, кому это интересно, кто получает от общения с детьми удовольствие.
В Интернет — за учениками
— Современные дети очень мало читают. Вы как учитель истории понимаете, что без чтения и грамотного подрастающего поколения мы далеко не уйдем. Действительно все так печально?
— Я бы не стала так говорить обо всех подростках. Но тенденция снижения интереса к чтению действительно существует. Это подтверждают школьные сочинения. Из-за малого количества прочитанных книг детям трудно анализировать, отличать главное от второстепенного, грамотно выражать свою мысль, они не пользуются метафорами. И самое страшное, что мы сами создаем такой мир. Ведь в информационном обществе не нужно запоминать, размышлять. Все можно найти в Интернете. Поэтому главная задача педагога сегодня — научить ребят грамотно пользоваться информацией, уметь находить ее и выявлять рациональное зерно.
К счастью, сегодня родители проявляют все большую заинтересованность в том, чтобы привить ребенку любовь к чтению. А делать это нужно начиная с начальной школы.
— Современные школьники проводят много времени в Интернете. Насколько это пагубно для них? И должен ли педагог следовать за своими учениками в виртуальную реальность?
— Современным подросткам сложно общаться, глядя друг другу в глаза, — у них масса комплексов, неуверенность в себе. Им проще раскрываться в соцсетях. Там у них есть возможность приукрасить себя, о чем-то недосказать. Поскольку учитель не властен изменить эту ситуацию, то надо извлечь из нее максимальную пользу — и для себя, и для ребенка.
На мой взгляд, современный педагог не должен сторониться социальных сетей, нужно стараться с их помощью завоевывать внимание и доверие детей. Ведь в соцсетях можно обсудить прочитанную книгу, рассказать о работе по какому-то проекту, посмеяться над шуткой, в конце концов. В Интернете я часто узнаю о ребятах больше, чем в школе. В этом преимущество молодых учителей. Мы более гибкие и готовы моментально начать ретрансляцию каких-то новшеств.
Бывают ситуации, когда я не могу найти что-то в Интернете или справиться с какой-то техникой. Дети моментально откликаются на просьбу помочь. Раньше учителю было сложно признаться в том, что он чего-то не знает, а его ученик справляется с этим на раз. Мы воспринимали педагога практически как Бога. Теперь все иначе.
Я считаю, что в такие моменты происходит сближение педагога и ребенка, переход на следующую ступень общения. Подросток начинает воспринимать учителя не как что-то недосягаемое, а как равного. Это сейчас тоже нужно. К тому же все знать невозможно, а учиться никогда не поздно.
— Какой совет вы дали бы тем молодым людям, которые собираются стать учителями? Ведь наверняка и сами набили на чем-то шишки?
— Во-первых, я бы хотела посоветовать будущим коллегам не зацикливаться только лишь на материальной стороне своей работы. Да, в обществе считается, что учитель — не самая высокооплачиваемая профессия. И действительно, труд педагога мог бы оплачиваться выше. Хорошо, что в последние годы ситуация начинает меняться. Сейчас учитель может вполне прилично зарабатывать, только для этого нужно действительно трудиться, включаться в проекты, готовить детей к олимпиадам и т.д.
Во-вторых, нужно понимать, что получить все и сразу нереально. Нельзя в первый же день стать душой коллектива, заинтересовать детей и начать зарабатывать кучу денег. Нужно настроить себя на то, что все будет происходить постепенно.
В-третьих, должно быть как можно больше здоровых амбиций, а вот чрезмерную юношескую дерзость лучше оставить за дверями школы. Многие приходят работать в школу с мыслью «Я могу и знаю все, остальные — ничего». Я сама набила на этом шишки. Слава богу, вовремя поняла свои ошибки и благодарю коллег за терпение и понимание.
Автор: Елена КУЛАКОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора
Мероприятие прошло в храме Христа СпасителяПрямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
Олег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери