Пензенская школа выбирает процесс информатизации

Пензенская школа выбирает процесс информатизации

Это не дань моде, а насущное требование времени.

Шесть лет назад в пензенских школах процесс информатизации вступил в свою активную фазу. Все началось с  обычных компьютерных классов. Потом школы подключили к Интернету… Сначала скорость подключения равнялась 128кбит в секунду, а сегодня во многих образовательных учреждениях она достигла 4 Мбит в секунду. Не космическая, конечно, но вполне приличная.

Год 2011. Компьютерный парк уже успел обновиться, у всех учителей губернии появились нетбуки, вводятся электронные образовательные ресурсы нового поколения. Дети уже совершенно спокойно пользуются ресурсами всемирной паутины, осваивают технологии дистанционного обучения. Но что дальше? Об этом мы сегодня разговариваем с министром образования Пензенской области Светланой Копешкиной.

— Светлана Константиновна, как бы вы определили особенность пензенской школы? В чем наша эксклюзивность?

— Хочу отметить ориентацию нашей системы образования на подготовку детей к реальной жизни. Сегодня много ироничных высказываний в адрес проекта «Обучения через предпринимательство», раздаются недовольные голоса и в адрес информатизации, мол, зачем так много средств тратим, зачем столько компьютеров, зачем каждой школе сайты…
 
— Недовольные были и будут всегда. У каждого ведь свои интересы.

— Какие свои интересы в образовании?! В образовании необходимо, прежде всего, говорить об интересах ребенка! Каждый родитель хочет, чтоб его ребенок свободно владел современными информационными технологиями, уже в 9 классе знал, кем хочет стать и имел представление о том, что такое бизнес, какие законы управляют рынком… Правильно?

— Согласна.

— Так вот на решение всех этих «недетских» проблем детей и направлена пензенская система образования, в том числе и информатизация. Более 18 тысяч компьютеров закуплено для нужд учеников и педагогов! У нас один из самых лучших показателей в ПФО — компьютер на десять учеников. Конечно, в идеале у каждого ученика должен быть компьютер. Надеюсь, мы к этому придем.

И у школ — социальная сеть!
В конце 2010 года мы запустили глобальный проект «Электронная система образования». В полном объеме он будет внедрен через два года. Уже закуплено необходимое оборудование, разработаны алгоритмы работы, сейчас готовим информационную базу… Мы объединим всех участников образовательного процесса в единую информационную среду — и учеников, и педагогов, и родителей.

Но самое главное, сбор и анализ отраслевой статистики выйдет на качественно новый уровень. Это позволит принимать грамотные управленческие решения быстро. Ведь все исходные данные будут на портале в режиме он-лайн. Согласитесь, и родителям интересно посмотреть, на каком уровне школа, в которой учится их ребенок. В перспективе у всех родителей будет возможность узнать расписание уроков, проверить, что же на самом деле задали на дом, например, по математике, тут же пообщаться с классным руководителем…

— А что за проект «Образовательная карта»?

— Это своеобразная социальная сеть для учащихся образовательных учреждений области. Портал, на который будут заведены сайты всех школ области. Там можно будет посмотреть те самые проекты школ будущего (программы развития), о которых говорил Президент России, предполагается обмен новостями между учениками, педагогами. У сети «ОК» уже есть информационный партнер — газета для детей и юношества «Деловой». Издание, призванное сориентировать детей в  профессиональном плане.

— Получается такой мощный пропагандистский инструмент.

— Да, это инструмент. Но не пропагандистский, а навигационный, если хотите. Мы должны помочь нашим детям понять, что есть общие и специальные компетенции. Так вот новые современные технологии в любой профессии необходимы. Врач? Все истории болезни в элетронном виде. Руководитель в любой отрасли экономики? Без «электронной нервной системы» предприятие обречено на поражение в конкурентной борьбе. Педагог? Наступают электронные образовательные ресурсы…

Поэтому сегодня губернатор, несмотря на то, что мы не относимся к категории регионов-доноров, принимает решение инвестировать серьезные финансы в развитие информатизации именно образования. 106 миллионов из областного бюджета потрачены на нетбуки учителям предметникам. Василий Кузьмич прекрасно понимает, что «некомпьютеризированный» педагог не сможет дать нашим детям, спокойно плавающим в виртуальном  пространстве, путевку не просто в мир, а в мир электронный.

На связи — весь мир!
— А у нас есть «компьютеризированные» учителя?

— Конечно, есть. Большинство педагогов уже освоило базовый уровень владения ПК, практически все умеют работать с интернет-ресурсами. Но необходимо переходить на новый уровень — создавать учебные пособия на электронных носителях, а также формировать собственные базы данных и применять в процессе обучения готовые мультимедийные разработки. И мы  этим занимаемся.

В пензенской школе все больше  креативных педагогов, для которых информационные технологии — не пустой звук. Вы, например, знаете, что более 400 проектов пензенских учителей размещено на сайте wiki.iteach.ru? Все больше педагогов имеют свои собственные сайты. Кстати, у нетбуков есть и еще один плюс. Учителям катастрофически не хватает времени на общение с коллегами. А благодаря интеренту и персональному нетбуку появляется шанс пообщаться с учителями не только из других районов области, но и из других регионов и даже стран!

— По поводу международного сотрудничества. Контакты с Израилем сегодня у  Пензенской области не только в сфере медицине, но и в образовании. Проводятся виртуальные факультативы по компьютерным наукам, международные шахматные матчи среди школьников. Следующий шаг?

— Идет активная работа по созданию современных учебных и методических пособий по компьютерным  наукам. Но это, так сказать, частности. Мне очень нравится проектный стиль работы. Так вот главный проект — это создание научно-образовательного центра на базе лицея-интерната №3 с глубоким научно—практическим изучением физики, информатики, химии, биологии, математики. Подчеркиваю, «научно-практическим»! Мало оснастить современным оборудованием, найти «остепененных» педагогов. Надо создать условия не только для изучения теории, но и для  применения полученных знаний на конкретном производстве. Когда дети  познакомятся поближе с современным производством российского  уровня (а у нас есть такие предприятия!), они поймут, что  можно самореализоваться и здесь! Я вам больше скажу,  когда этот научно-образовательный центр  появится в Пензе, не только уменьшится отток талантливой молодежи из области, но к нам поедут из соседних регионов. Причем, хочу подчеркнуть, что данный центр будет работать на всю Пензенскую область.

— Каким образом?

— Мы с вами говорили о том, что сегодня активно обкатывается система видеоконференции. Так вот дети в любой точке губернии смогут дистанционно подключиться к процессу обучения в данном центре.

— Давайте вернемся к началу разговора. Все-таки в чем главная фишка нашего образования?

— Веб-стиль, ориентация на бизнес и здоровьесберегающие технологии в обучении.

От редакции: министр образования Пензенской области Светлана Копешкина будет рада узнать мнение наших читателей о плюсах и минусах информатизации образования. Адрес блога министра — blog-kopeshkina.livejournal.com.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное