Неонатолог Людмила Щетинина: «Приходилось «контрабандой» проносить раскладушки в отделение»

Неонатолог Людмила Щетинина: «Приходилось «контрабандой» проносить раскладушки в отделение»

Заведующая отделением патологии новорожденных и недоношенных детей областной детской больницы вспоминает фрагменты истории медучреждения

В июне 40-летний юбилей отмечает областная детская больница им. Филатова. Некоторые фрагменты истории главной детской лечебницы региона с «Земляками» вспоминала одна из ветеранов учреждения – заведующая отделением патологии новорожденных и недоношенных детей №1 Людмила Щетинина.

Людмила Ильинична — один из первых врачей, пришедших в новую больницу, и одна из немногих, кто все 40 лет — с момента создания клиники — именно здесь продолжает спасать и лечить своих маленьких пациентов.

Уроженка Саратова, молодой педиатр, едва успевшая завершить трехлетнюю отработку в Кузнецке, оказалась в составе туристической группы в Болгарии. В числе попутчиков были и строители, только-только покинувшие важный объект. Они-то и рассказали начинающему врачу, что в Пензе появилась новая детская больница.

— Такой азарт меня захлестнул! — улыбаясь, вспоминает Людмила Щетинина. — Мои попутчики так расхваливали новую клинику! Конечно, захотелось быть причастной к истории первой областной детской…

Едва вернувшись из поездки, она помчалась на ул. Бекешскую. Но мест, увы, нет. Оставались вакансии лишь в роддоме и отделении неонатологии (в народе таких специалистов называли «микропедиатрами»).

Росли вместе с больницей

Отделение грудного возраста, куда молодого педиатра взяли на работу, открылось в августе 1975-го. Это сегодня детская больница располагает перинатальным центром, в состав которого входят и роддом, и три отделения патологии, и реанимация, и женская консультация, и центр планирования семьи. А 40 лет назад все дети в возрасте от 0 до 1 года, с любыми заболеваниями за исключением инфекционных, попадали в руки Людмилы Ильиничны и ее немногочисленных коллег.

— Поначалу нам всем работать и вправду приходилось за троих, — вспоминает врач. — Но профессиональный интерес был настолько огромный, так хотелось узнавать новое, что мы не роптали, а старались и учились каждый день, круглые сутки.

На радостях (раз появилась новая детская больница!) всех маленьких пациентов — от грудничков до подростков с любым диагнозом — обычным УАЗом или «кукурузником» санитарной авиации привозили в Пензу. Конечно, никому не отказывали. Хотя не всегда хватало мест. И реанимация была одна на всю больницу, и не существовало еще отдельных боксов для крох, и на ночные дежурства приходилось приглашать врачей из поликлиник…

— Помню, сначала койкоместа предназначались только для малышей, а для мам… стул, на котором она могла сидеть рядом с ребенком до пяти вечера. Представляете, каково это для недавно родившей женщины? — рассказывает Людмила Ильинична. — По правилам на ночь мама должна была уезжать домой. Но какая нормальная мать оставит больного кроху? Что поделать, приходилось «контрабандой» проносить родительницам раскладушки. Пусть в коридоре, но все равно ночь проводили рядом со своими детьми.

Верните нашего доктора!

Надо ли говорить, какая ответственность ложится на каждого врача, который берет в руки маленького пациента? И как надеются, как верят в его талант, силы и неравнодушие родители больных детей! Людмила Щетинина, несмотря на свой многолетний стаж, ни за что не соглашается с утверждениями, что к болезни и даже смерти врач может привыкнуть, что, проработав много лет, ты все знаешь…

— Если чувствуешь такую «привычку», лучше уйти, — категорична врач. — Какой бы тяжелый случай нам ни встречался, мы боролись изо всех сил. И каждое выздоровление, каждый успех — настоящая победа. Больше 40 лет я вхожу в палату к деткам и все же все время учусь, потому что медицина стремительно развивается. То, с чем вчера невозможно было справиться, сегодня лечится благодаря новым лекарствам и новым методикам.

Врач вспоминает семью, одного за другим потерявшую двоих детей. С разницей в несколько лет малыши умерли от тяжелого врожденного заболевания надпочечников. Несчастные родители не выдержали — семья распалась…

— Спустя несколько лет мы научились спасать новорожденных с таким тяжелым диагнозом, — грустно признает доктор Щетинина. — Но всякий раз кажется таким несправедливым, что невозможно спасти каждого.

К слову, сегодня в перинатальном центре выхаживают грудничков с самыми сложными диагнозами. Лишь в редчайших случаях малышей отправляют в столичные клиники. За последнее время подобный случай был один, когда новорожденному потребовалась пересадка печени.

К счастью, много в практике врачей и забавных ситуаций. Людмила Ильинична вспоминает, как в советское время в очередной раз ее с коллегами отправили «на картошку». (Сегодня странно, что на полевые работы посылали тех, кому надо детей лечить, причем за больницей были «закреплены» свои поля, но такова история.) А родители ждут доктора в палате. И вот когда папа одного новорожденного в очередной раз услышал, что доктор Щетинина лично подойти не может, потому как отправлена в колхоз, он стал рваться писать заявление: готов, мол, пропахать все грядки вместо ценного специалиста, лишь бы ее больше не отвлекали от пациентов. «Верните нашего доктора! А то напишу на телевидение Белянчиковой!».

…Людмила Ильинична и ее коллеги радуются хорошим переменам, которые в последние годы происходят в их родной больнице. Организовываются новые отделения, после капитального ремонта до неузнаваемости преобразились и все помещения, по последнему слову техники обновляется оборудование…

Вместе с тем, заведующая отделением не перестает повторять: областная детская больница им. Филатова — это прежде всего кадры.

— Без квалифицированных энтузиастов, до последнего отдающих себя делу и детям, ничего не получится. И это не только врачи. И медсестры, и лаборанты, и сотрудники хозяйственных служб, и, конечно, администрация — от профессионализма каждого зависит общий результат. А цель у нас общая — вовремя и грамотно оказать помощь ребенку.

Из истории

До 1975 года в Пензе функционировало 5 детских поликлиник, размещенных в приспособленных помещениях, и 3 маломощные детские соматические больницы на 60–70 коек в каждой. Специализированная стационарная помощь детям практически отсутствовала, а амбулаторный прием проводился лишь по 12 специальностям.

После того как облзравотдел принял решение о централизации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи детям, на ул. Бекешской и было построено новое здание, введенное в строй в 1975 году. С тех пор детская больница только росла и расширялась. А главным принципом, пожалуй, стала централизация на ее базе всех видов помощи детям и будущим мамам.

Ведущие узкопрофильные специалисты, самое новое оборудование и перспективные методики, наблюдение наиболее сложных и тяжелых патологий и т.д. — все концентрировалось в стенах областной детской больницы.

Спустя всего 3 года коллектив удостаивают переходящего Красного Знамени Минздрава СССР, а еще через год, в 1979-м, в Международный год ребенка к нам съезжается весь Союз изучать опыт, признанный лучшим в стране.

Вскоре больнице присваивают имя Нила Федоровича Филатова — основоположника русской педиатрии. Вслед за этим — дипломы I степени от Главного комитета ВДНХ СССР, Минздрава и ЦК профсоюза… У детской больницы будет еще много наград и признаний — как в профессиональном сообществе, так и на государственном уровне.

Однако, пожалуй, главным своим завоеванием врачи и персонал больницы назовут способность вовремя и эффективно помогать своим пациентам. А нередко — и спасать их.

 

Читайте также:

Дина Туишева: «Большинство людей с ожирением не считают себя больными»

 

Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное