«Зарплата» за «пятерки»: нужно ли давать детям деньги за хорошие оценки и помощь по дому?

«Зарплата» за «пятерки»: нужно ли давать детям деньги за хорошие оценки и помощь по дому?

Или поощрять подростков нужно не рублем, а добрым словом?

8-летняя Оля закончила второй класс на четверки и пятерки. За хорошую учебу мама еженедельно давала ей 100 рублей (на карманные расходы). Эти деньги девочка тратила на сладости или откладывала в копилку. И мама, и Оля довольны. Женщина считает, что нашла замечательный способ, чтобы пробудить у дочки интерес к учебе.

Ее однокласснику Илье родители давали деньги, даже когда успеваемость хромала. Мама и папа уверены, что сын должен научиться совершать покупки самостоятельно. А для хорошей учебы нужна другая мотивация.

14-летней Ирине за отметки и работу по дому никогда не платили. Родители считают, что это ее прямые обязанности. Но летом девочка помогает им в магазине: аккуратно расставить товар на полке, найти что-то на складе, распечатать документы и выполнить другие мелкие поручения. Подросток получает 200 рублей «за выход», но большинство одноклассников лишь посмеиваются над ней. Тем не менее родители уверены: детям необходимо знать, каким трудом зарабатывается каждый рубль.

Три абсолютно разные истории. Но объединяет их одно – родители стараются повысить финансовую грамотность детей. Вот только кто пошел по правильному пути? В каких случаях детей нужно стимулировать деньгами, а в каких этого делать не стоит?

По словам педагога-психолога школы № 66 Марины Петренко, мнения специалистов диаметрально противоположны: одни двумя руками за поощрение деньгами, другие категорически против. Так что готового рецепта не существует.

— К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. С одним и поощрение в виде похода в кино даст положительный результат, а с другим не сработает (например, если у ребенка есть нацеленность только на деньги и даже жадность до них), — говорит специалист. — На мой взгляд, у детей должны быть карманные деньги — нужно знать им цену. Но осознанно распоряжаться ими дети могут примерно с 9–11 лет. Однако я бы советовала родителям давать чаду наличные и в первом классе. Например, отправить его в магазин за хлебом, чтобы он мог посчитать, сколько нужно заплатить, и получить сдачу. Так будет нарабатываться опыт обращения с деньгами.

Для нынешних подростков деньги — это хороший стимул, который можно и нужно грамотно использовать. Но главное — делать это дозированно. Нельзя строить взаимоотношения лишь на этой основе. Иначе ребенок шага лишнего не сделает бесплатно.

И все же, по мнению Марины Петренко, поощрять ребенка за отметки и помощь по дому все-таки лучше не деньгами, а бонусами: походами в кино, на карусели, покупкой модного гаджета, поездкой на юг. Все зависит от финансовых возможностей родителей.

Разные стороны монеты

К сожалению, современные дети часто не знают цены деньгам и думают, что все покупается и продается. Умение экономить, грамотно тратить, а также зарабатывать — это часть тех навыков взрослой жизни, которую подростку рано или поздно придется освоить. Родители и педагоги помогают им в этом, как могут. Например, в пензенских школах проводятся акции «Бюджет города Пензы», «Жилищные уроки», игра «Денежный поток». Они направлены на то, чтобы научить подростков контролировать наличность, планировать финансовое состояние, анализировать экономику своей семьи и даже целого города.

— Детям нужно рассказывать об обязательных тратах семьи, — говорит директор пензенской школы №50 Юлия Жарко. — Малышам объяснять, что такое сбережения, старшеклассникам — как распределяется семейный бюджет. Кстати, на «Жилищные уроки» мы приглашали не только ребят, но и их родителей. Рассказывали и показывали, что такое счет-квитанция за услуги ЖКХ, как его оплачивать. Это тоже часть нашей жизни и наших финансов. Уже после многие мамы подходили и говорили, что для ребят это оказалось очень полезно.

Что же касается поощрения детей за хорошую учебу, то Юлия Жарко (не только как директор, но и как мама) считает, что это необходимо. Но ласковые слова, объятия, одобрительная улыбка гораздо эффективнее звонкой монеты.

— Не забывайте, ребенка в любом возрасте просто необходимо хвалить. Это лучший стимул на учебу, — говорит она.

Тенденции

В России, по данным исследования компании Synovate Comcon, карманные деньги есть у 84% детей. Средняя сумма, которую им родители выделяют еженедельно, — 387 рублей. Но школьники распоряжаться ими не умеют, предпочитая тратить наличные на сладости, газировку и чипсы.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, а с 15 лет — уже
25-30 евро. Если родители не выдают их ребенку, он может подать жалобу, которая грозит семье штрафом.

В Америке, прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих чад брать кредит на учебу в колледже и дают карманные деньги в качестве поощрения за домашнюю работу.

 

Читайте также:

Дорога к клубу

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER