Под Пензой выпускница ВГИКа пытается возродить славу Завиваловского конезавода

Под Пензой выпускница ВГИКа пытается возродить славу Завиваловского конезавода

Отец Виктории Пануриной был первой виолончелью «Виртуозов Москвы», а мама работала помощником Станислава Говорухина

Мы не раз писали об одиночках, которые наперекор людскому течению переезжают из мегаполисов в деревню. Но  пример Виктории Пануриной, пожалуй, самый удивительный.

Панурина пытается возродить славу Завиваловского конезавода, что под Каменкой. И мало кто знает, что она… актриса, окончила ВГИК.

Ее папа, Марк Юрьевич Флидерман, был первой виолончелью Государственного симфонического оркестра, а затем «Виртуозов Москвы»! Заслуженный артист России, соратник Мстислава Ростроповича.

Мама многие годы посвятила кинематографии, работала помощником Станислава Говорухина в Госдуме.

Как же актрисы становятся во главе провинциальных сельскохозяйственных предприятий?

Мастер спорта

… Мы сидим в кабинете нашей героини, расположенном в том же здании, что и конюшни. На полках — кубки и медали, на стенах — грамоты.

Виктория Марковна рассказывает, что она всегда была очень активной, многим занималась. Училась игре на виолончели в музыкальной школе и английскому языку в элитной школе при МИДе. Играла в шахматы. Помимо ВГИКа еще были курсы экстремального вождения и обучение в Высшей школе менеджмента в Европе. Возглавляла отдел продаж в одной крупной корпорации.
Но все это разнообразие было лишь одной частью ее жизни. А другая, постоянная, была посвящена лошадям.

С 9 лет Виктория занимается конным спортом, выполнила норматив мастера спорта. А затем увлеклась организацией конных шоу и фестивалей, стала директором всероссийских и международных турниров по конному спорту, проводимых в Москве.

Из списка Forbes

В 2005 году Виктория пригласила на одно из конных шоу свою племянницу с супругом. Имена нас про­сили не озвучивать, но, честно говоря, в Интернете все можно найти.
Племянница — российская балерина и актриса, победительница международного конкурса красоты, снималась в Голливуде. Супруг — олигарх из списка Forbes.

Олигарх возглавлял одну из национальных спортивных федераций и привлек Викторию к работе по этой линии. Впоследствии, когда он решал, вкладываться или нет в Завиваловский конезавод, попросил ее съездить на место, оценить обстановку.

— На тот момент предприятие принадлежало саратовским частникам, все выглядело ужасно! — вспоминает Панурина. — Полуразвалившиеся конюшни, урезанные рационы питания для лошадей. Поехали в табун. А там жеребята с выразительными глазами, полными, как мне показалось, надежды. Сердце мое дрогнуло. Я сказала олигарху, что завод надо выкупать.

— Первый вопрос: «Кто директором?», — продолжает Панурина. — А у меня московская подруга — тоже фанатичная лошадница, Мария Максарева, человек очень интересный, необычный, сильный. Она уже знала, что серьезно больна, но это не помешало ей взяться за восстановление конезавода. Напротив, работа стала для нее лекарством, продлившим жизнь… Маша умерла через полтора года. Ей было всего 39 лет… Олигарх опять: «Кто директором?», вот и брякнула, не подумав: «Ну, давайте я…».

Ох, мамочка, зачем?

Знай Виктория, что ее ждет, она бы, возможно, промолчала. Хотя начиналось все радужно. Капитально отремонтировали конюшни, завезли маточное поголовье для увеличения племенного ядра. Была организована детская секция верховой езды. Олигарх выделил большой кредит для развития растениеводства. Но наступил 2008 год. Грянул кризис. В перекредитовании Пануриной было отказано, и финансирование «отключили». У завода арестовали счета, начались судебные тяжбы.

Осенью 2009-го тучи ненадолго рассеялись – появился инвестор, который арендовал предприятие с прицелом на последующий выкуп. Он раздал долги, выделил деньги на организацию национального чемпионата рысистых троек. Но проект по созданию на базе конезавода еще и животноводческого комплекса оказался дутым, и возрождение завода вновь было отложено.

Ее часто спрашивали, да и теперь спрашивают: «А зачем, собственно, тебе это надо? С твоей актив­ностью, со связями можно замечательно устроиться в Москве. Зачем тебе деревня?».
Ладно бы бизнес был выгодный. Почти поголовно конезаводы в России в упадке. На всю страну — единственная кафедра в столичной академии Тимирязева, где учат на профессиональных коневодов.

Пример поближе: мечтал один энтузиаст в Пензе построить ипподром, а в итоге на этом месте многоэтажки. Что ни конный клуб, так вечно его лошадей надо спасать!

Сегодня в Пензенской области два хозяйства, где разводят лошадей — конезавод «Завиваловский» в Каменском районе и конезавод «Велес» в Нижнеломовском, где, кстати, тоже «рулит» москвич, спортсмен Николай Сергеевич Мельбард. «Велес» разводит лошадей арабской и ахалтекинской пород.

Непонурая Панурина

2010-й. Мало того, что аномальная жара, так еще и сгорает запасенное на зиму сено.

— Заполыхали 250 тонн! Казалось, такой удар под дых невозможно пережить, но мы как-то пережили, — вспоминает Виктория Марковна. — Бросили все силы на заготовку оставшегося в полях разнотравья.

Осенью олигарх присылает своего управляющего, которому дается карт-бланш на ликвидацию проблемного предприятия. Панурину понижают в должности до начальника конной части.  Но не тут-то было. Она закусила удила — сдает столичную квартиру, перебирается с семилетней дочерью на съемную «двушку» в Каменке и прикладывает все силы, чтобы спасти предприятие.

Было все: и суды по защите прав работников, которым несколько месяцев не выплачивали зарплаты, и поиски хоть каких-то кормов для лошадей.

— Животных приходилось продавать по заниженным ценам, не та была ситуация, чтоб торговаться. Единственное табу, которого мы придерживались, — пусть будет дешевле, лишь бы не мясникам.

Однажды Викторию поставили перед фактом, что через два часа на завод приедет делегация из Монголии, которая готова закупить разом до 100  животных.

Поскольку присланный управляющий ничего в лошадях не понимал, Панурина пошла на хитрость. Ценных маток и молодых кобыл отправили в поле. В левады для видимости были выпущены возрастные и рабочие лошади. А ценных жеребчиков спрятали в полуразрушенной конюшне, на которую для верности повесили таблички: «Осторожно, опасная зона!». Жеребцов-производителей было опасно переводить в развалины, их разукрасили зеленкой, как детей при ветрянке. Когда чуть погодя монголы спросили о странном внешнем виде жеребцов, им наплели про серьезное инфекционное заболевание…

И все же в 2012-м становится ясно, что хозяйство будет распродано. Панурина от отчаяния обратилась в СМИ. К счастью, ее услышали.

— На следующий день после выпуска новостей тогдашний губернатор Василий Бочкарев дал поручение правительству, чтобы конный завод был выкуплен в собственность области.

О конном спорте

Завиваловскому конезаводу в этом году 185 лет. Это один из брендов Пензенской области.

После того как завод в результате вмешательства власти обрел второе дыхание, здесь, например, провели чемпионат русских троек и межрегиональный турнир.

Но дел в плане развития экономики еще очень и очень много.

… На тот вопрос о смыслах Виктория отвечает, что и сама себя порою спрашивает: «Зачем?». Иногда, признается, закрадывается мысль о том, что, может, стоит пересмотреть приоритеты.

Дочери Тае сегодня 12 лет, и Пануриной достаточно часто приходится выслушивать укоры московских родственников, что из-за спасения лошадей она лишила девочку тех возможностей, которые дает столица.

Отец Таи — мастер спорта международного класса по конному спорту, неоднократный победитель и призер международных и всероссийских соревнований по конкуру (преодолению препятствий). И девочка тоже занимается спортом. А еще у нее явный интерес к ветеринарии.

— Моя мечта — чтобы Завиваловка стала спортивным и туристическим центром, — говорит наша героиня. — К сожалению, в условиях кризиса и того печального факта, что пока в Пензенской области конный спорт не является популярным, планировать что-либо глобальное сложно. И все же я верю, что невозможное возможно! А еще я мечтаю, чтобы дочь стала моим последователем. Я буду счастлива через несколько лет оглянуться назад и сказать, что не зря все это было в моей жизни…

Общая численность лошадей в стране (млн. голов)

1916 г. — 38
1955 г. — 15
1990 г. — 2,6
2011 г. — 1,7

Общая численность лошадей в Пензенской области (тыс. голов)

1913 г. — 368
1956 г. — 98,4
1997 г. — 23,2
2014 г. — 7,2

Ферромагнетизм

«Завиваловский» всегда славился своими орловскими рысаками. А с 2007 года здесь стали заниматься еще и верховыми лошадьми для олимпийских классических видов спорта.
Собрано маточное поголовье линии fidelio — ferro. Что это такое?

На исходе Великой Отечественной войны советские солдаты захватили немецкий бункер, в котором обнаружили истощенного жеребца.

В документах значилось, что это Фиделио, сын рожденного в Германии в 1923 году знаменитого жеребца Ферро, победителя Дерби и обладателя Большого приза Берлина.

Фиделио вывезли в СССР и выходили. И он оправдал знаменитую кровь, выиграл множество всесоюзных чемпионатов и оставил такое же талантливое потомство.

— Я объехала множество российских и зарубежных заводов, — говорит Виктория Панурина. — Удалось собрать около 20 маток, правнучек Фиделио. Есть элитный жеребец-производитель. Мы накапливаем золотую кровь с тем, чтобы «на выходе» у нас были эффектные, красивые, перспективные для спорта лошади.

Еще два года назад Завиваловский конезавод не зарабатывал на выращивании лошадей ни копейки. А в прошлом году продали молодняка на сумму 1,7 миллиона рублей. Две гнедых лошадки Фейерверк и Фесбери отправились служить в Президентский полк. Фесбери принимал участие в параде 9 Мая на Красной площади.

Что немцу хорошо

За всю историю участия конников нашей страны в Олимпийских играх они завоевали 15 медалей — 6 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые. После 1980 года наши спортсмены наград не завоевывали.

Для сравнения: немецкие спортсмены (ФРГ, Германия, Объединенная команда Германии) выиграли 85 медалей — 39 золотых, 21 серебряную и 25 бронзовых.

Почему такая разница? Это отчасти объясняет программа Минсельхоза «Развитие племенного коневодства в РФ на 2013—2015 и на плановый период до 2020 года».

Согласно приведенным в ней данным, сегодня в России конным спортом занимаются 7 тысяч человек, половина из которых — дети.

Еще раз: 7 тысяч спортсменов на более чем 140 миллионов человек!

А вот в Германии, население которой — 80 миллионов, количество занимающихся конным спортом — 750 тысяч! И 1,7 миллиона немцев регулярно ездят верхом!

— Детский спорт, — рассказывает Виктория Панурина, — превратился в занятие для избранных. — Состоятельные люди за баснословные деньги покупают своим чадам породистых животных. Покупают, как правило, за рубежом… Детей привозят на ипподромы на навороченных джипах, лошадей им подводят вычищенных. Позанимавшись с тренером, услуги которого щедро оплачены, дети идут с мамами обедать в ресторан. Это как сходить на тусовку в дорогой клуб. И ни к чему не обязывает, никакой сердечной привязанности не рождает. А мы, юные спортсмены из бесплатной советской секции, прибегали на конюшню в пять утра, сами чистили лошадей, вывозили тачками навоз...

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER