Пензенскому школьнику «сумерки» достались по наследству

Пензенскому школьнику «сумерки» достались по наследству

Поэзия помогает пятикласснику ждать, когда его сверстники вырастут

Только ленивый не ругал современных школьников за их равнодушие к чтению. Учителя рассказывают, что когда по литературе проходят «Войну и мир», дай бог, если этот главный национальный бестселлер по доброй воле прочитает хотя бы один человек из целого класса!

А вот у пензенского пятиклассника Михаила Тесленко из школы № 32, наоборот, литература — любимый предмет, и особенно он увлечен русской поэзией.

Чего боялись — то и случилось

Мама Миши Ирина вспоминает, что после свадьбы они с мужем Сергеем несколько лет мечтали о малыше. Как же они обрадовались, когда наконец врач сказал, что ребенок будет! С этого дня и вплоть до выписки из роддома счастливый Сергей практически каждый день дарил Ирине цветы.

Но к светлым чувствам примешивалась тревога. У бабушки Ирины было четыре брата, два здоровые, а у двоих – серьезные проблемы со зрением. В детстве они плохо видели в сумерках, взрослея, постепенно слепли, пока не перестали видеть совсем.

Ирина переживала, что больной ген может передаться ребенку по наследству. К сожалению, это и произошло.

Когда стало понятно, что у Миши тоже пигментный ретинит и нужно возить сына к лучшим специалистам в стране, папа Сережа оставил профессию педагога и пошел на завод рабочим. Ради лишней копейки, которая так нужна семье на лечение малыша, мужчина круто изменил свою жизнь.

Миша уже в раннем детстве отличался от сверстников. Его вели за ручку по улице, а он громко распевал песни, прохожие оборачивались ему вслед и улыбались.

Он и сегодня очень четко высказывается по любому вопросу. Его многое волнует. Он совсем как взрослый возмущается, если что-то кажется ему несправедливым.

Ждать, пока вырастут

Его зрение составляет лишь 3 процента от нормального.

В школе, чтобы читать, Михаил пользуется электронным увеличителем. И все равно в его тетрадках буквы съезжают со строчек и забредают за поля.

— Миша, ты производишь впечатление не по годам ответственного человека, – говорю я ему. — Ты уже думал о том, кем быть?

— Думал, — отвечает, — но не придумал… Чтобы содержать семью, нужно достаточно денег. Работать руками (скажем, на заводе) мне недоступно. Значит, надо зарабатывать умом. А для этого необходимо хорошо учиться.

И Миша учится. Он — лучший в классе, отличник, занимается в кружке английского языка.

Не все сверстники могут спокойно переносить чужие успехи. Бывает, одноклассники бросают Мише бумажки в суп и смеются. Ему ломали очки, а они специальные, стоят, как две папины месячные зарплаты. Хорошо, что дедушка-инженер сумел починить.

Но больше всего родные боятся, что однажды Мишины нервы дрогнут и он попытается дать своим обидчикам сдачи. Не дай бог драка и Мишу ударят по голове, тогда он может ослепнуть. Поэтому мама все время просит сына «держаться». И просто ждать, пока одноклассники вырастут.

— Они потом будут сами стыдиться своих поступков и станут тебе помогать, — успокаивает Ирина сына, который «катит бочку» на хулиганов.

— А может, — спрашиваю, — лучше перейти на дистанционное обучение? (Семье Тесленко в свое время предлагали это, но они попросились в обычную школу, чтобы у ребенка было общение со сверстниками).

— Нет, — вздыхает Михаил, — так все равно лучше, чем одному!

В помощь Ванечке

Впрочем, одноклассникам семья Тесленко обязана и самыми сильными своими переживаниями со знаком плюс.

У Миши есть брат Ванечка. Наследственная болезнь ему не передалась, но он тоже особенный ребенок. Проблемы с ментальным здоровьем, нарушения аутического спектра. У Вани, например, не было игрушек в общепринятом смысле слова. Он не замечал плюшевых зайцев и не интересовался машинками, но засыпал в обнимку с пустым баллоном из-под монтажной пены, и если родители пытались странный предмет отобрать, мальчик безутешно плакал. В свои шесть лет он почти не разговаривает.

Сами знаете, даже к рядовым невропатологам в поликлинике очередь расписана на недели вперед. А когда особенный случай, приходится ездить в Москву, обращаться в платные медцентры.

Так вот, семья Тесленко, набрав кредиты, собиралась в очередную поездку. Мама одного из Мишиных одноклассников передала для Ванечки 20 тысяч рублей.

— Я проплакала целый день. — Ирина и теперь вытирает глаза. — Мы были не просто благодарны — мы были потрясены!

После той поездки Ваня заинтересовался «человече­скими» игрушками. И научился произносить несколько слов.

Для души

Признаюсь, я тоже учу стихи. Просто так, для души, потому что слова «из учебника» наполнились реальным смыслом: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Но я пришла к стихам после 45 лет. А Миша Тесленко — в 12!

Например, на 8 Марта он выучил и прочитал своим одноклассницам стихотворение Сергея Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». А к Дню Победы с подачи дедушки выучил «Журавли» Николая Рубцова.

— А какие авторы тебе нравятся?

— В основном старинные — Есенин, Рубцов, Высоцкий.

Михаил прочитал «Журавли». Имя автора произнес вместе с отчеством и очень торжественно. То ли оттого, что судьба у поэта-лирика была нелегкая и стихотворение это передавало, то ли оттого, что нечасто из уст подрастающего поколения услышишь такое проникновенное исполнение, но я почувствовала себя пассажиркой в электричке, которая, подперев щеку ладонью, слушает сиротскую песню. И глаза щипало, и смеяться хотелось, и было хорошо!

В школе Миша часто читает стихи со сцены, и ему горячо аплодируют.

…А еще у поэзии есть практическое применение. Она тренирует память, которая у людей с проб­лемным зрением должна быть на высоте. Например, порожек в классе мы переступим и не споткнемся, потому что его видим, а Михаил — потому что помнит.

Если после прочтения этого материала вам захочется помочь Ване Тесленко или другим детям, оказавшимся в трудной ситуации, обращайтесь в пензенский фонд «Святое дело»: (8412) 20-41-37.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное