Студенты Пензы пешком не ходят?

Студенты Пензы пешком не ходят?

Папы покупают дочкам крутые авто, а профессора пользуются общественным транспортом.

Раритет, новье, ведро  

Антон Тютяев учится в архитектурно-строительном университете. Активист профкома, будущий инженер, он к своим 20 годам уже поездил на трех машинах.

Первой была белоснежная «Волга», почти ровесница его самого. Принадлежала дедушке, тот изредка ездил на ней на дачу, но в семье всегда считалось, что, как только Антон достигнет совершеннолетия и получит права, машина отойдет ему. Так и вышло.

«Волга» была в идеальном состоянии, и Антону очень нравилась, но для городских условий это слишком медлительный и неманевренный автомобиль. Поэтому вскоре студент решил ее сменить на что-то более молодежное и креативное.  

В отличие от большинства ровесников у Антона были сбережения. Он еще школьником работал грузчиком во время каникул, а учась в универе, подрабатывал на мясокомбинате. Мама добавила деньжат, и в престижном салоне  была приобретена новая «Лада-Гранта» почти за полмиллиона рублей.

Ну а третья машина, купленная параллельно с «Грантой», — «семерка» за 20 тысяч. Как говорит молодежь — ведро с болтами.  На новом авто Антон ездит в университет, а на «семерке», которую не жалко, гоняет в поля, леса – в общем, по бездорожью. Ну а если куда-нибудь надо отвезти родственников и те желают прокатиться с комфортом, из гаража выводят дедушкин раритет.

— В 18 лет, получая права, я выполнял волю родителей, — говорит Антон. — Только со временем почувствовал вкус к жизни за рулем. Сегодня без автомобиля представить себя не могу.

Как первая любовь

Большинство приятелей Антона тоже на троллейбусах не ездят. Машины студентам покупают родители. Есть среди папиных и маминых подарков очень дорогие – по миллиону рублей, по два, но гораздо больше «ведер». Средняя цена транспортного средства — 50 тысяч рублей. Самые популярные модели — вазовские «десятки» и «четырнадцатые», а также «Лады-Приоры». Отношение молодых людей к своим железным коням трепетное. У студентов это первые машины, а у машин студенты — последние водители, следующая ступень, как правило, свалка.  

Автомобили стали для молодежи такой же объединяющей темой, как для их родителей в пору жениховства — чтение книг. Раньше на свиданиях парни рассказывали девушкам, что они ценят в творчестве Набокова и Достоевского, а сейчас что-нибудь про карбюраторы и топливные насосы. После универа и свиданий самое распространенное времяпрепровождение — гараж.

Строительный университет, пожалуй, самый-самый по числу машин на душу студенческого населения. Есть в нем группы, в которых молодежь стопроцентно «лошадная». Например, группа, в которой учится четверокурсник Яков Варников из автомобильно-дорожного института — структурного подразделения ПГУАС.

— Машина — это удобно, — говорит Яков. — Например, сидишь дома, скучаешь, а в машину прыгнул — и уже через 15 минут ты у друзей!

Гуманитарии на обочине

А вот преподаватели с кафедры «Журналистика» педагогического института ПГУ – самые «безлошадные».  

— Ни у одного из шести наших сотрудников нет машины, – улыбается профессор, кандидат филологических наук Иван Шувалов.

Иван Федорович вспоминает, что, когда он был студентом (а это 50-е годы), по улицам Пензы автомобили вообще редко ездили.  

— Сам я из Неверкинского района. Когда добирался домой на каникулы, то от Пензы до Кузнецка навстречу попадалось буквально три машины! — говорит Шувалов.

За полувековую преподавательскую карьеру он мог бы, конечно, обзавестись  личным транспортом. Но привык ходить пешком еще с детства, когда преодолевал по 12 километров до школы. А потом, когда в зрелом возрасте стал пользоваться городским общественным транспортом, желания не возникало. Машина — это ведь возможные поломки, профилактика, необходимость покупки и содержания гаража — короче, дополнительные обязанности, интересные человеку с техническим складом ума, но не гуманитарию.  

— Я из другого уклада цивилизации, — говорит убеленный сединами профессор. А нынешние ребята — дети своего времени. У меня и внучка с правами, хотя только-только окончила вуз. Знаете, я обратил внимание, что по представительницам прекрасного пола особенно заметен раздел между эпохами. Сегодня в каждой если не второй, так третьей машине сидит молодая девушка, а вот женщины средних лет по-прежнему редко встречаются за рулем.

Студенты не подвозят профессора на автомобиле. Но он им не завидует.

И все же сплошная автомобилизация заставляет Ивана Федоровича переживать за здоровье молодежи. Она ведь, считает он, уже по-другому мыслит: даже если идти куда-то пять минут, все равно люди сядут в автомобиль и доедут. А гиподинамия со временем обернется болезнями.

Экологичный выбор  

В разных пензенских вузах студенчество в разных пропорциях делится на автомобилистов и пешеходов. Но есть и третий путь — езда на велосипеде.    

Пожалуй, самый велосипедный вуз в областном центре — ПензГТУ. В нем есть соответствующая секция, студенты и сотрудники часто проводят велопробеги. Но даже здесь количество велосипедистов раз, два и обчелся.

Тем удивительнее, что третьекурсник Виталий Гришкин добирается на двухколесном друге… из Заречного. С его слов, если пробок нет, путь занимает 40 минут.   

Виталий считает, что если принять «троллейбусную» эпоху за прошлое нашего студенчества, «автомобильную» – за  настоящее, то велосипедизация молодежи — это будущее. Массовыми поездки могут стать при более высокой культуре вождения, когда автомобилисты не лихачат и не выезжают на встречку, при другой организации дорожного движения, когда будут выделены специальные полосы для велосипедистов и роллеров.

Девушки в моторах не копаются

Заместитель гендиректора автошколы «Профессионал» Сергей Ласьков рассказывает, что у современной молодежи принято учиться на права с 18 лет. Некоторые учатся в 17, законом это допускается, но права все равно выдают при достижении совершеннолетия. Примерно в это же время родители покупают ребенку первый автомобиль.

Особенность последнего времени — активное обучение вождению представительниц прекрасного  пола. Их сегодня среди обучающихся больше половины.

Сыновьям достаются, как правило, подержанные машины, а дочерям — новые, поскольку считается, что парень будет чинить авто сам, а девушка это делать не обязана.



Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER