Общественный транспорт в Пензе: по новому тарифу или пешком?
Если стоимость проезда не вырастет, частные предприятия могут обанкротиться вслед за муниципальным перевозчиком
Сколько стоит билет?
В одном из апрельских номеров нашего еженедельника пензенский ученый Алексей Власов рассказал о своем видении ситуации с пассажирским транспортом в областном центре и его проблемах.
— Снижение пассажиропотока и хроническое недофинансирование отрасли станут в недалеком будущем главными причинами банкротства действующих компаний — частных перевозчиков, — утверждает ученый.
Журналист «Пензенской правды» обратилась к сотрудникам пассажирских транспортных предприятий Пензы и выяснила, что главная проблема для них — расходы на содержание транспорта, которые на сегодняшний день достигли своего критического предела.
Тяжкий груз для бюджета
Всем известна печальная участь муниципального транспортного предприятия «Пензенские пассажирские перевозки». Предприятие обанкротилось, и теперь на дорогах нет ни одного муниципального автобуса.
Из-за этого начало дачного сезона было в этом году очень непростым. Разговоры вокруг организации дачных перевозок и значительно выросшей стоимости не утихают до сих пор. Некоторые считают, что частники, воспользовавшись ситуацией с банкротством МУП «ППП», просто взвинтили цены. Но была ли у них возможность для маневра?
Как выяснилось, расценки на доставку пассажиров для автотранспортных предприятий в 2015 году остались на уровне 2014 года. А вот в городском бюджете вдвое сократились дотации на дачные перевозки. В 2014 году на эти цели выделяли 42 млн. рублей, а в 2015-м — чуть больше 18 млн. Результат: разница легла на плечи дачников. При этом перевозчики заведомо идут на существенные риски, ведь дороги до дачных участков в большинстве своем оставляют желать лучшего, а значит, пассажирский транспорт, с трудом передвигающийся по ухабам, придется чаще ремонтировать, заменяя дорогостоящие запчасти.
Дырявый карман не наполнишь
По мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, одними из причин банкротства МУП «ППП» стали и неэффективная система управления, и существующая тарифная политика. Ведь часть недополученных доходов предприятию перечислял городской бюджет, а когда он не смог выделять необходимые суммы, дело дошло до огромных долгов и невозможности по ним расплатиться.
Но, несмотря на банкротство муниципалов, коллапса в отрасли не случилось, прежде всего, благодаря четкому ориентиру со стороны городской власти на сохранение автобусов большой вместимости и троллейбусов. В том числе и потому, что на рынке транспортных услуг успешно работают предприятия-перевозчики, родившиеся и выжившие в этой среде.
Все мы знаем, что часть троллейбусного парка МУПа перешла в ведение «Пензалифта». Сейчас, спустя три месяца, руководство этого предприятия уже делает определенные выводы, честно признаваясь, что пассажирские перевозки — это колоссальный труд, на который влияет огромное количество факторов: состояние дорог, техники, погодные условия и т. д.
При этом сотрудники МУП «Пензалифт» подчеркивают, что доходными пассажирские перевозки назвать нельзя. Экономят на всем. В результате зарплаты у водителей такие, что стыдно их вслух называть. Кроме того, нужно приобретать новый транспорт, а при выросших ценах попробуй это сделать.
Непростое решение
Сегодняшний пассажирский транспорт Пензы — это автобусы большой вместимости (не старше 7–10 лет) и иномарки-микроавтобусы, приобретенные только за счет средств предприятий-перевозчиков, в кредит, на условиях лизинга, которые выплачиваются по нескольку лет.
Для перевозчиков никто не отменял обязательное соблюдение строгих требований к содержанию и обслуживанию транспорта.
Никто не отменял обязательный для пассажирского транспорта ежемесячный технический осмотр. Никто не отменял федеральное законодательство, которое обязывает оборудовать весь пассажирский транспорт спутниковой навигацией ГЛОНАСС. Никто не отменял инфляцию и рост цен на постоянно требующиеся запчасти.
На протяжении последних нескольких лет город, региональное Управление по регулированию тарифов и энергосбережению, да и сами перевозчики сдерживали рост тарифов. В то время для этого возможности еще имелись: была стабильная цена на дизельное топливо, не прыгал курс доллара и запчасти предлагались поставщиками по приемлемым ценам.
Сейчас откладывать принятие решения уже не получается. Этот вариант обсуждают и в Думе, и в администрации города Пензы.
Важно, что позиция власти направлена на то, что отрасль нужно поддержать и общественный транспорт во что бы то ни стало сохранить. Нельзя допустить, чтобы город встал.
В последний раз цена проезда в пензенском общественном транспорте повышалась год назад. Уже тогда перевозчики говорили, что это полумера и она лишь немного сгладит ситуацию, но не исправит ее кардинальным образом.
Небольшой прибавки хватило только на то, чтобы более-менее компенсировать рост цен на бензин и запчасти. Тогда же в Пензе произошла тарифная уравниловка: проезд в автобусе, троллейбусе, маршрутке стал стоить почти одинаково.
За год расходы транспортников достигли своего критического предела. И речь сейчас идет именно о выживании предприятий-перевозчиков.
Гонки на выживание
Попробуем представить, что может произойти, если все останется как есть. Во-первых, ситуация скажется на безопасности перевозок. Автотранспортные предприятия обязаны выполнять договор с администрацией города и не могут не выпустить транспорт в рейс.
Но экономить больше не на чем. Покрывать издержки, урезая зарплаты водителям, обслуживающему персоналу? Хорошие работники уйдут, и их место займет низкоквалифицированный персонал, который, работая на давно не видевшем ремонта транспорте, поставит под угрозу наши с вами жизни.
Затем, чтобы хоть как-то сэкономить на налогах (в 2014 году предприятия уплатили более 10 млн. рублей), перевозчики начнут скрывать свои доходы.
Перспективы нерадужные. Но получается, что путей, по которым можно пойти, сегодня всего два: решать проблему через повышение тарифа либо, понадеявшись на «дырявый» бюджет, медленно, но верно идти к банкротству всех перевозчиков. Что из этого хуже?
Как изменились расходы автотранспортных предприятий за последний год
Автор: Елена СИНИЦЫНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
В Каменке после вмешательства прокуратуры музей оборудуют пандусом
Надзорное ведомство проконтролирует исполнение решения суда
На Мальдивах планируют провести фестиваль подобный пензескому
Иностранцев заинтересовал гидроавиаслет «Крылья Спутника»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам