В селе Луговое Тамалинского района осталось всего два дома

В селе Луговое Тамалинского района осталось всего два дома

В одном из них живет многодетная семья

20 лет назад молодожены Лариса и Евгений Копачевы переехали сюда, как считали, временно — в городе не было жилья

Глава семьи не понаслышке знал, что такое «домик в деревне»:  он родом из соседнего с Луговым села Обвал. А Лариса — городская жительница — до этого корову видела только по телевизору.

Не дождались газа

В Луговом тогда жизнь кипела — и в город даже не тянуло. Копачевы нашли работу по специальности, у них один за другим родилось четверо детей.  

Но постепенно Луговое начало пустеть. В домах сельчан никогда не было газа и воды, но люди жили надеждой. 15 лет назад пришло радостное известие: мол, готов план и голубое топливо скоро проведут. Его действительно провели, но только в Обвал, хотя от дома Копачевых до соседей за речкой — каких-то 150–200 метров.

Сейчас в селе живет всего две семьи.

С интернетом, но без воды

В их доме нет газа: для готовки нужны баллоны, для отопления — дрова. Воду приходится носить из родника (хорошо, что он рядом).
Однако можно представить, чего стоит вымыть посуду за большой семьей или постирать. Выручает старенькая электрическая центрифуга, но полоскать все равно приходится в роднике.

Другие блага цивилизации — телевизор, Интернет, сотовая связь — до Лугового дошли.

О пятом не думали?

У Копачевых огромное хозяйство: 110 гектаров земли, 15 коров, 10 свиней. Справляются без наемных работников.

Прошу Евгения расписать свой день по минутам. Он смеется:

— Летом удается спать не больше четырех часов в сутки. Сначала идешь к скотине, потом — в поле. А вечером нужно еще в клуб на работу.

Евгений — культурный организатор в библиотечно-досуговом центре села Обвал, Лариса — педагог дополнительного образования.

И своим детям тоже надо уделить внимание! Старший, Женя, учится в медицинском колледже. Пишет песни и выкладывает их на страничках в соцсетях. Алина — юная художница, ни дня не занималась с преподавателем, но так рисует, что родители качают головами: мол, в кого пошла? Кристина занимается в группе раннего развития в Обвале. А у трехлетнего Кирюши пока нет талантов, он просто любимец всей семьи.

Между прочим, Копачевы пополнение не планировали. Пять лет назад, когда они участвовали в областном конкурсе «Успешная семья» и вышли в финал, кто-то из журналистов задал шутливый вопрос: мол, может, не стоит останавливаться на трех?

— А что? Родим еще! — подмигнул жене Евгений.

Это была шутка. Но через полтора года в их семье появился Кирюша.

Я решила продолжить добрую традицию и спросила:

— О пятом не думаете?

— Если нам проведут газ, будет и пятый! — улыбнулся Евгений.

В Обвале работы не боятся

Глава сельской администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Валентин Степанников много лет не может понять, в чем секрет Обвала. В этом селе жизнь кипит. В ведении главы 18 населенных пунктов, и больше ни в одном нет такой радужной картины.

В Обвале — семь больших и крепких фермерских хозяйств, девять многодетных семей, которые воспитывают по три-четыре ребенка, дошкольников — аж 33! Для среднего села — много.
В Москву на заработки ездят единицы — в основном люди работают на своей земле. И что удивительно: за последний десяток лет отсюда не только никто не уехал, но даже и возвращаются — люди, которые в 90-х отправились в большие города искать «лучшей жизни», но ничего лучше родных мест не нашли.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Валерий Копытов, зам. декана факультета экономики и управления ПГУ, кандидат философских наук, доцент кафедры «Государственное управление и социология региона»:

— Урбанизация — процесс, характерный для всей России и мира в целом. Итогом его является заметное сокращение численности сельского населения. Не обошел он и Пензенскую область.
Особенностью российской урбанизации стало то, что она протекала в условиях войн и революций, раскулачивания и коллективизации, массовых репрессий, великих строек, освоения целинных земель.

Особый след оставили 50—60 годы XX века, когда сельские жители стали получать паспорта и массово перемещаться в город. Этому способствовало и то, что рушились религиозные устои,  многодетная семья, труд на земле перестали быть ценностями. Появилось понятие «жить для себя».

Процесс оттока сельского населения в города продолжится. Этому способствуют развитие технологий, автоматизация труда. Например, в США менее 4% населения работает в сельском хозяйстве, обеспечивая страну продовольствием.  

Урбанизация может привести к дальнейшему ухудшению демографической ситуации. Город обычно прирастает за счет мигрантов и расширения территорий, рождаемость же в мегаполисах, как правило, низкая. Это объясняется и тем, что  женщина все чаще предпочитает рождению детей получение образования, карьеру...

Сейчас надо поддерживать тех, кто хочет и может работать на земле, улучшать условия их труда и жизни.

 

Читайте также:

Обратная сторона урбанизации: сельское население Пензенской области с каждым годом сокращается

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER