Фронтовик Александр Волков был вынужден перебраться из Украины в родную Пензенскую область

Фронтовик Александр Волков был вынужден перебраться из Украины в родную Пензенскую область

До войны он мечтал стать киномехаником. После школы успел окончить курсы. Но не судьба была ему работать по специальности. А пережить довелось столько, что о нем самом впору фильм снимать

На передовой

В сентябре 1941 года паренька из села Анучино Каменского района направили в Пензу учиться на радиста.

— К этому времени в городе начало действовать эвакуированное сюда училище связи, — вспоминает он. — После курсов меня послали в Горький. Там, в профильной спецшколе, я прошел краткосрочные курсы радиотелеграфистов и отправился на фронт.

Это было в ноябре 1943 года, когда наша армия уже освобождала западные рубежи. Волкова определили в штаб 183-й Харьковской стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта.

21 декабря 1943 года он запомнил на всю жизнь: ранним утром начался жестокий бой за Киев. В тот день погибло много радистов, обеспечивавших связь передовых частей со штабом. Смерть ходила рядом с Александром Васильевичем, ведь он был на переднем крае – тянул провода буквально в сотнях метров от вражеских позиций. Но, видимо, его ангел-хранитель был начеку.  

Бери шинель…

Не раз приходилось нашему герою присутствовать на допросах пленных. Интересная деталь: нередко у немецких солдат обнаруживалась странная награда, ее давали тем, кто сумел пережить морозную зиму в первый год войны. Медаль так и называлась «За зимнюю кампанию на Востоке 41/42 гг.».

Конец войны Волков встретил в Чехословакии. Правда, боевые действия для него закончились не 9, а 11 мая. Дело в том, что два дня после победы его дивизия преследовала корпус немецкого генерала Шернера.

— Его части не капитулировали, а с боями уходили от нашего преследования на запад, — продолжает он. — Жаль, но тогда тоже погибло немало наших солдат.

После войны Волков вместе со своим гарнизоном возвращался на родину… пешком.

— Все эшелоны были заняты перевозкой германских трофеев, — говорит он. — Наша дивизия топала до самой Украины.

После войны Волков остался во Львове. Он выбрал карьеру военного. В то время служба на западных рубежах страны медом не казалась.

— Часто поднимали по тревоге, — вспоминает он. — В 1956 году наш корпус принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии, а через 10 лет входил в Чехословакию.

В бытность начальником отдела кадров Прикарпатского военного округа Волкову приходилось выявлять и героев-самозванцев.

— Таких после войны было немало, — вспоминает Александр Васильевич. — Как правило, предатели, служившие в гестапо. Когда исход войны стал ясен, они, завладев чужими документами, переходили на нашу сторону. Некоторые даже были представлены к государственным наградам!

А дома — лучше!   

Уйдя в 1986 году на заслуженный отдых, полковник остался во Львове. Мог ли он тогда предположить, что на склоне лет ему придется вернуться в родную Пензенскую область? Но вот уже год он живет у племянника в Пензе.

— Ветеранам войны на Западной Украине экстремисты не давали покоя, — говорит Александр Васильевич. — На праздники Победы устраивали погромы и беспорядки. Нас уже давно перестали приглашать в школы.

В России ветерана встретили тепло. За короткое время он получил гражданство и паспорт.

Александр Васильевич полон сил. С удовольствием ходит на встречи с молодежью, где его встречают как героя.    

— Я отвык от такого внимания, — признается он. — В России ветераны в почете, и это очень приятно.































Читайте также:

В Пензе ветеранам выделят билеты на один из концертов оркестра Гергиева

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER